МПС распродает цистерны


Пока не грянула железнодорожная реформа, МПС продает свои наиболее ликвидные активы. На днях крупная экспедиторская компания со 100% -ным голландским капиталом "Русский мир" приобрела у одного из подразделений МПС 40% акций своего конкурента - компании СФАТ. По мнению экспертов, новый альянс будет контролировать пятую часть экспортных железнодорожных перевозок нефтепродуктов.

Компания "Русский мир" осуществляет железнодорожные перевозки с 1992 г. Все 100% акций принадлежат голландской фирме Malmros Continental Property B.V. Собственный грузовой парк составляет 4400 вагонов. Из них 3000 принадлежат Malmros и задействованы в экспорте нефти из Казахстана, а 1400 числятся на балансе "Русского мира" и перевозят российские нефтепродукты, бумагу и битум.

ЗАО "СФАТ" (бывшее СП "СовФинАмТранс") на 40% принадлежало ГУП "Желдоррасчет", подведомственному МПС. Блокирующий пакет находится у посреднической фирмы "Нефтек-холдинг", 20% С у американской "Транзсиско Трейдинг". Остальные 15% акций принадлежат мелким акционерам, среди которых - кипрская компания "Трансваг Лтд. " и один из региональных фондов ЕБРР. Вагонный парк СФАТа составляет 6600 цистерн. Основным бизнесом и "Русского мира", и СФАТа является перевозка нефтяных грузов. Объем железнодорожных перевозок обеих компаний составил в прошлом году по 5 млн т нефти и нефтепродуктов. "Мы продаем тех, кого в свое время породили, - комментирует сделку с "Русским миром" замначальника департамента финансов МПС Сергей Постников. - Это линия министерства в целом: мы сами по себе, а они - сами. МПС хочет уйти из коммерции; главное, чтобы с железной дорогой вовремя расплачивались".

И СФАТ, и "Русский мир" отказались вчера от официального комментария. Однако источник, близкий к переговорам, пояснил "Ведомостям", что сделку можно назвать "дружественным поглощением" СФАТа со стороны "Русского мира". Гендиректором СФАТа стал председатель совета директоров "Русского мира" Мишель Литвак. Гендиректор СФАТа Владимир Кузин отправился в отпуск обдумывать предложение стать первым замом Литвака. По словам источника, сумма сделки составила $14 млн.

Валерий Кузьмин, гендиректор "Нефтек-холдинга", владеющего блокирующим пакетом акций СФАТа, также подтвердил "Ведомостям", что сделка состоялась "на днях" после полугодовых обсуждений. "Нам, как акционерам, предлагали эту долю, но у нас таких денег просто нет. Доходы в этом бизнесе большие, а прибыли маленькие, но дивиденды мы иногда получали", - говорит Кузьмин. Однако он не считает сделку слиянием. "СФАТ сохранит самостоятельность, так как он работает с такими крупными компаниями, как "ЛУКОЙЛ" и ТНК. Как компании будут координировать свою деятельность, решит совет директоров", - пояснил Кузьмин.

Эксперт агентства Petroleum Argus Кирилл Портнов полагает, что доля в СФАТе досталась "Русскому миру" довольно дешево. "Цистерна стоит от $10 000 до $25 000 в зависимости от состояния, так что минимальная цена 40% -ного пакета СФАТа должна составлять $26 млн", - отмечает Портнов. Близкий к сделке источник отмечает, что недавно от СФАТа ушла одна из крупных нефтяных компаний, после чего у перевозчика сформировалась "значительная кредиторская задолженность, чем и объясняется низкая цена сделки".

По мнению Портнова, для нужд нефтяной отрасли используется до 110 000 железнодорожных цистерн. Таким образом, 11 000 цистерн "Русского мира" и СФАТа обеспечивают 10% внутренних перевозок нефти и нефтепродуктов. А по оценке эксперта Российской ассоциации международных экспедиторов (РАМЭ) Сергея Лопарева, альянс займет даже 20% -ную долю рынка железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов за рубеж, объем которого составляет около $50 млн. Лопарев считает, что новая структура станет самым крупным частным перевозчиком, превысив объемы грузооборота как "Трансрейла", так и "ЛУКОЙЛ-Транса". Руководство этих компаний пока отказывается комментировать возможный потенциал конкурента.

ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ ПРОДАТЬ МПС.

Следующим претендентом на продажу могут стать активы российско-швейцарского "Трансрейл-холдинга А. Г. ". Этот холдинг был создан в 1989 г. как совместное предприятие - посредник в международных транзитных и экспортно-импортных перевозках по самой протяженной железнодорожной сети мира во все государства СНГ и Прибалтики, а также в Иран. Учредителями "Трансрейла" стали внешнеторговая фирма "Желдорэкспорт" (50%) и западный консорциум во главе с фирмой TransAsia Holding AG (50%). Сейчас МПС владеет 25% акций "Трансрейла" через тот же ГУП "Желдоррасчет"; еще 25% акций принадлежит пулу из всех 17 железных дорог России. Доля "Трансрейла" на рынке грузоперевозок, осуществляемых российскими компаниями, составляет около 10%. Холдинг "Трансрейл" относился к немногим компаниям, которые до начала нынешнего года получали от МПС существенные льготы на экспедиторские услуги (до 20 - 30%).