"Кинотавр" стал европейцем


СОЧИ - Завершился VIII Международный кинофестиваль в Сочи. Приходится признать, что объявленное изменение формата вряд ли пошло ему на пользу. Дело вовсе не в том, что представленные в конкурсе восьмого фестиваля фильмы хуже представленных на седьмом или тем более на пятом - скорее наоборот, состав с каждым годом становится все лучше. Дело в другом. Как известно, до прошлого года международный сочинский кинофестиваль был фестивалем дебютов и для участия в нем отбирались первые-вторые-третьи картины. На этот раз объявили, что он будет фестивалем европейского кино, что открывало возможность выбирать фильмы зрелых мастеров. Однако почти все победители - дебютанты.

Приз "Золотая роза" и награда за лучшую мужскую роль досталась английскому фильму Дома Редероу "Мой брат Том". Гран-при получила картина Ивы Шварцевой "Когда дедушка любил Риту Хейуорт", ей же достался приз "ФИПРЕССИ". Лучшая женская роль сыграна в хорватском фильме "Кассирша хочет поехать на море", а специального упоминания жюри были удостоены фильмы "Земля правды, любви и свободы" (Милутин Петрович) и "Тайная вечеря" (Войко Анзельц). Все эти картины - дебютные. Только получивший спецприз экспериментальный фильм Кристиана Фроша "К. аФ. ка. - фрагмент" - вторая работа режиссера. Хочется спросить: зачем надо было отказываться от интересной азиатской кинематографии и значимой американской, сузив формат фестиваля до одного европейского кино, чтобы в итоге все равно все лучшие фильмы оказались дебютами? Вероятно, ответ один: в новом формате международный кинофестиваль в Сочи позволяет понять, что происходит в европейском кино - поскольку представленный срез вполне репрезентативен.

Отдельно существует крупнобюджетное, дорогое постановочное кино, прежде всего - костюмные мелодрамы, подобные открывавшему фестиваль фильму Жерара Корбьо "Король танцует". Наследующее традиции французского костюмного кино, оно поражает красотой одежд и интерьеров, но в нем чувствуешь себя как в музее - глаз, может, и радуется, но сердце остается спокойным. Такое кино прежде всего удовлетворяет интерес соотечественников к собственной истории - подобно тому, как это делал Никита Михалков в "Сибирском цирюльнике". Во Франции звездный фильм про Людовика XIV всегда будет собирать залы, как в Испании их собирает "Маха обнаженная", - однако даже в других европейских странах, не говоря уже об Америке, фильмы эти будут встречать скорее прохладно. Для того чтобы такое кино появилось в России, необходимо, чтобы на порядок возросли возможные сборы в кинопрокате, - и тогда найдутся и деньги, и режиссеры, способные снимать костюмное кино про родную историю.

Особых денег не требуется на чисто фестивальные жанры - подражания "Догме 95", например. Такова швейцарская "Увеселительная прогулка", доказывающая, что время, когда "Догма" была модным движением, уже прошло. Конечно, и в этом формате можно снимать хорошее кино, но если два года назад ручной камеры и синхронного звука было достаточно, чтобы фильм сочли "любопытным", то теперь эти приемы вызывают скорее раздражение. Уж лучше чистый эксперимент - черно-белое размытое изображение, модернистская литературная основа и медитативный ритм "К. аФ. ка. - фрагмент": нестареющие приемы киноавангарда привлекают уже тем, что не пытаются быть модными.

Смотреть на них, впрочем, немного скучновато, чего не скажешь о еще одной линии в европейском кино - комедийно-криминального боевика. Ни польский фильм "Пацаны не плачут", ни исландский "План Б. - отчет" не претендуют на особые художественные открытия - но, как ни странно, появление их в конкурсе хочется приветствовать: на них по крайней мере не приходится скучать, а к концу двухнедельного марафона понимаешь, что и это не мало.

Два фильма из удостоенных награды тоже отдали дань черному юмору: югославская "Земля правды, любви и свободы", где перенос традиций Тарантино на балканскую почву выглядит убедительным и уместным, а также хорватская "Кассирша хочет поехать на море", где дебютанту Далибору Матаничу удается создать напряженное, смешное и грустное произведение из жизни провинциального супермаркета. Отмеченная жюри игра Доры Полич, так же как и музыкальное решение фильма, достойны всяческой похвалы - будет действительно жаль, если российские зрители не увидят этот фильм в широком прокате.

Однако главное, что сказал прошедший фестиваль о европейском кино, нам давно известно: кинематографическим лидером континента остается Англия. Три показанных в конкурсе фильма задают три жанра, в которых бывшая владычица морей преуспевает последние годы. Это в первую очередь молодежная комедия "За покупками на ночь глядя", чем-то напоминающая "В отрыв! ", но только за вычетом вышедших из кинематографической моды наркотиков и рейва. Затем - триллер (не слишком удачным его образцом стал фильм "Внезапное открытие"). И, наконец, жесткая психодрама, рассказывающая, как правило, о семье и взрослении.

Ставший победителем "Мой брат Том" не просто продолжает эту линию (в фильме есть и инцест, и распад семьи, и подростковая шизофрения), но переводит разговор в другую плоскость: за историей мальчика, сбегающего в леса от своего отца, проступают контуры притчи о потерянном рае, сквозь туман британских лесов проглядывают лики языческих богов, а звуки лесного рейва кажутся эхом древних песнопений друидов. Присуждение "Моему брату Тому" двух призов вызвало овацию зала: не подлежит никакому сомнению, что из всей фестивальной программы это единственный фильм, который мог бы достойно пройти на любом крупном международном фестивале. Именно таких фильмов и хочется пожелать международному "Кинотавру" на будущий год - наряду с более интересной внеконкурсной программой. Были ведь годы, когда в Сочи показывали фильмы, только что прошедшие в Каннах! Комментарии к итогам российского конкурса "Кинотавра" - в следующем номере "Ведомостей"