Запад поможет


Европейский деловой клуб (ЕДК), объединяющий представителей европейских компаний, работающих в России, предложил правительству свой способ борьбы с ввозом подержанных иномарок. Для иностранных автогигантов, поставляющих в Россию дорогие новые машины, конкуренция со стороны приличных, но куда более дешевых "трехлеток" опаснее, чем для "АвтоВАЗа" и ГАЗа. Но меры, предлагаемые европейцами, мягче, чем те, которых пытались добиться отечественные лоббисты.

На своем заседании 24 сентября правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле могла резко повысить ввозные пошлины на машины. Если бы был принят обсуждавшийся на этом заседании проект, стоимость растаможки авто в возрасте 3 - 7 лет выросла бы с 45% до 80% от таможенной стоимости, а старше семи лет - до 160%. Хотя российские автозаводы отрицали причастность к этим предложениям, чиновники, не стесняясь, говорили, что повышения пошлин добивается именно отечественный автопром. В народе, однако, эта мера вряд ли завоевала бы популярность, так что комиссия отложила окончательное решение на месяц.

Через четыре дня председатель Автокомитета ЕДК Норио Нака подписал обращение к премьеру Михаилу Касьянову. Западные производители предлагают установить единые для частных лиц и компаний правила ввоза машин. "ЕДК обращает внимание на существующие расхождения в условиях оформления автомобилей частными и юридическими лицами, - говорит Оскар Ахмедов, глава российского представительства Audi. - Это несправедливо, а для государства это означает определенный минус в сборе внешнеторговых налогов".

При ввозе подержанных автомобилей частные лица сейчас не платят НДС и акцизов, а пошлины на ввоз им рассчитывают по льготной ставке. Кроме того, в отличие от предприятий они не обязаны представлять документ под названием "Одобрение типа транспортного средства". В письме Норио Нака говорится, что все это в совокупности позволяет физлицам задешево импортировать автомобили, часто не соответствующие российским требованиям по безопасности и экологичности. Эти машины потом продаются на рынках и в салонах серых дилеров.

По данным ЕДК, за первое полугодие 2001 г. из 326 894 ввезенных в Россию автомобилей только 42 636 были импортированы юридическими лицами как новые.

Дело, естественно, не в безопасности и экологии. Наиболее проблемными для рынка ЕДК называет автомобили в возрасте от трех до семи лет, которые продаются за $7000 - 12 000. Это вполне современные автомобили, куда более безопасные и экологичные, чем те же "Жигули". Зато, по словам представителя Автокомитета Европейского бизнес-клуба Олеси Афониной, именно эти машины составляют жесткую конкуренцию новым иномаркам.

Конкуренция эта - не прямая, но все равно опасная для официальных дилеров, которые не могут состязаться с частниками на вторичном рынке. За три года проданная в России новая иномарка теряет около 40% стоимости из-за огромного предложения серого товара из Европы.

Представители Автокомитета ЕДК говорят, что обращение к Касьянову было согласовано со всеми членами комитета. Но среди них, судя по всему, не все согласны с тем, что автомобили б/у конкурируют с новыми иномарками. "Подержанная иномарка служит первым этапом на пути клиента к новому автомобилю", - считает Андрей Гордасевич, менеджер по связям с общественностью российского представительства Volkswagen. Сегодня, к примеру, дилеры Skoda наблюдают ажиотажный спрос на подержанные Skoda Felicia стоимостью до $5000. По мнению Виктора Соловьева, менеджера по работе с клиентами компании "Пеликан-Авто", позже они станут владельцами новых Fabia. "На самом деле, мне жалко людей, которых в будущем могут лишить выбора и они будут вынуждены покупать русские "десятки", к примеру", - говорит Соловьев. А количество людей, которые не желают покупать российские автомобили, как показывает таможенная статистика, неуклонно растет (см. таблицы). На Акцизной таможне Санкт-Петербурга в первом полугодии 2000 г. было оформлено около 4500 автомобилей, ввезенных частными лицами; за аналогичный период этого года частники импортировали в два раза больше. По словам сотрудников московских автомобильных таможенных постов, слухи о скором введении запретительных пошлин на ввоз подержанных иномарок увеличили поток "автостарушек" в Москву из Европы и Прибалтики на 20 - 25%.