Законное "предательство"


Отказ перейти работать в другую компанию сотрудник крупной российской фармацевтической фирмы объяснил тем, что дал обещание своему работодателю в ней не работать. Далее выяснилось, что подобные обязательства распространяются на все крупные компании, работающие в данном секторе рынка.

Болезненный вопрос.

В России многие работодатели воспринимают уход ценного сотрудника как предательство. И дело не только в том, что помимо профессиональных навыков человек уносит с собой налаженные контакты, связи. Часто работодателю кажется, что, если он платит высокую зарплату и обучает сотрудника, он может рассчитывать на его абсолютную преданность. "Обиженные" работодатели прибегают к различным механизмам давления на человека, пожелавшего сменить место работы. Иногда дело доходит до угроз физической расправы. Чаще работодатели пытаются ограничить свободу специалиста при помощи условия трудового контракта, запрещающего в течение определенного периода наниматься на работу в конкурирующую компанию. Это противоречит закону.

Сотрудница московской радиостанции рассказала, что ее начальство планирует вставить подобный пункт в трудовые контракты в начале будущего года. Подписывать такие обязательства она не хочет, но и уходить с радиостанции - тоже. "Все радиостанции являются конкурентами. Других нет. Но если я подпишу такой контракт, а потом соберусь уйти, то куда мне идти? " - говорит она. "С точки зрения КЗоТа такой пункт незаконен. Компании не имеют права оговаривать в трудовых контрактах, куда человек может уйти, а куда нет", - говорит Зинаида Глазунова, начальник отдела консультирования московского городского правового центра "Защита". По мнению Ивана Трифонова, управляющего партнера и главы представительства в России юридической фирмы Squire, Sanders & Dempsey, пункт, запрещающий переход к конкуренту, служит скорее моральным воздействием на сотрудника. Как рассказал Иван Трифонов, в некоторых штатах Америки суды выносят решения в пользу работодателей при рассмотрении вопросов о запрещении перехода в конкурирующую фирму. "Однако суды такие иски принимают с большой неохотой и по формальным признакам стараются всячески открещиваться от них", - говорит он.

В случае ухода высокопоставленного сотрудника возникает опасность утечки конфиденциальной информации. В этом случае закон стоит на стороне работодателя. "Если работодателю становится известно, что конфиденциальная информация была разглашена бывшим сотрудником, то это является поводом для разбирательства с этим работником в рамках закона, а также и с компанией, использовавшей разглашенную информацию", - говорит Иван Трифонов. Однако в России подобная судебная практика почти отсутствует. По словам заведующей канцелярией Преображенского межмуниципального районного суда города Москвы, с такими делами им сталкиваться не приходилось. "Теоретически доказать разглашение конфиденциальной информации возможно, но трудность заключается в том, что очень сложно доказать связь между фактом разглашения и конкретным человеком, а также причинно-следственную связь между разглашением и наступившими отрицательными последствиями", - говорит Игорь Болдырев, начальник юридического управления компании Coca-Cola Export Corporation. Предотвратить потери.

На рынке идет борьба за головы. И что бы ни было заложено в контракте, свобода трудовых отношений останется приоритетной. Не хочешь попадать в неловкое положение - плати человеку столько, чтобы у него не было желания переходить к конкуренту, считает Мария Колганова, заместитель декана кафедры частного права Государственного университета управления.

Только выстроенная система мотивации и разумного распределения обязанностей может снизить риск потерь от ухода ценных специалистов. Несколько лет назад радиостанцию "Максимум" одновременно покинула половина сотрудников коммерческой службы. Ушли они на новую радиостанцию - "Наше радио". Радио "Максимум" тогда потеряло не только часть своего персонала, но и клиентов. "Сейчас такая ситуация невозможна. Даже если от нас уйдет опытный менеджер - это не будет так критично", - убеждена Инна Будсон, менеджер по персоналу радио "Максимум". Сегодня заработная плата агентов по продаже рекламы состоит из трех блоков: фиксированной оплаты труда, процента от личных продаж и командного бонуса. Раньше они работали только на личных процентах. Кроме этого теперь клиенты распределяются не самими менеджерами по принципу "кто клиента нашел, тот его и ведет", а начальником отдела. Он имеет право время от времени передавать постоянного клиента от одного сотрудника к другому. В Пробизнесбанке для предотвращения проблем, связанных с уходом людей, примерно год назад были введены срочные контракты. По словам пресс-секретаря Пробизнесбанка Владислава Бочкова, с тех пор текучесть кадров в среде управленцев снизилась с 10 - 20% до 3% в год. Человек, подписавший с банком срочный трудовой контракт, обладает большими льготами (льготные ставки по кредитам на квартиру, обучение и т. д.), нежели остальные. Как рассказал Бочков, если действие контракта прекращается по вине работника, то, например, кредитная ставка для него становится рыночной. По мнению Андрея Голинея, коммерческого директора хэдхантингового агентства Abercade, чтобы застраховаться от негативных последствий перехода сотрудников к конкурентам, компаниям стоит договориться о том, чтобы не переманивать людей друг у друга.