Пять дней ежемесячно


Двадцатичетырехлетний директор компании Prosperity Capital Management Александр Бранис входит в советы директоров ОАО "Кубаньэнерго", "Ленэнерго", "Нижновэнерго", "Ростовэнерго" и "Тверьэнерго". Но Бранис - нетипичный член совета директоров крупной российской компании: он слишком молод. Среднестатистическому члену совета директоров крупнейших российских компаний 48 лет. Выполнению своих обязанностей он посвящает меньше пяти дней в месяц и новые знания о компании в основном получает в процессе общения с коллегами. Таковы результаты исследования, проведенного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Институтом фондового рынка и управления и TACIS. В исследовании приняли участие 87 крупнейших компаний - открытых акционерных обществ из 34 регионов России, в том числе: "Газпром", "Тюменская нефтяная компания", "Нижфарм", "Ленэнерго", "Уралсвязьинформ", "Находкинский морской торговый порт", "Центральный телеграф", кондитерская фабрика "Красный Октябрь". Среднее количество сотрудников ОАО - 11 500 человек, акционеров - 17 000. Ценные бумаги примерно трети предприятий обращаются на российских и зарубежных биржах. Типичный член совета директоров в России несколько отличается от своего западного коллеги. По словам Александра Забузова, управляющего директора компании Nicholson International CIS, типичный член совета директоров крупной западной компании - это "близкий к пенсионному возрасту специалист, у которого есть время и опыт для такой деятельности". Зачастую он не является сотрудником компании. В России члены совета директоров принимают непосредственное участие в жизни компании: как правило, это собственники или наемные менеджеры этой же компании. И они тем моложе, чем моложе бизнес организации. Например, средний возраст члена совета директоров регистрационной компании "Панорама" составляет всего 33 года. Однако специалисты считают, что российские советы директоров будут и дальше молодеть. По мнению Константина Шаповаленко, члена совета директоров "Транстелекома" и компании EMax, до сих пор советы директоров в России зачастую представляют собой сборище "свадебных генералов, которые раз в квартал голосуют, а менеджмент делает свою игру". Однако теперь наметилась другая тенденция. "Многие компании уже поняли, что нужны реально работающие советы директоров", - утверждает Шаповаленко. Олег Еремеев, член совета директоров "Норильского никеля" и страховой группы "Согласие", считает, что можно разделить всех членов советов директоров на две основные категории. Первая - это уже немолодые опытные профессионалы в узких областях. Вторая - молодые, энергичные и образованные (в основном с финансово-экономическим образованием) менеджеры. Условия работы советов директоров крупных российских компаний становятся все менее стрессовыми. За последние два года стало проводиться больше очередных заседаний советов и меньше - внеочередных. Как считают эксперты, это свидетельствует о том, что в российских ОАО "идет стабилизация климата". Люди, от которых зависит развитие крупнейших российских компаний, пока тратят не очень много времени на выполнение обязанностей членов советов директоров. В 67% компаний они тратят на это всего от одного до пяти дней в месяц. Максим Протасов, председатель совета директоров регистрационной компании "Панорама" и член совета директоров еще порядка 10 финансовых и производственных компаний, посвящает этой деятельности примерно один день в неделю. "Совет директоров - это вещь, которую можно совмещать в нескольких компаниях. Это не менеджмент, который занимает 24 часа в сутки", - говорит Константин Шаповаленко. Как показало исследование, сами российские компании не стараются вводить в курс дела вновь избранных членов совета. Из 87 компаний-респондентов лишь в трех ("Карельский окатыш", калужская "Стройполимеркерамика" и иркутская "Электросвязь") разработаны специальные пособия для "новобранцев". В подавляющем большинстве случаев необходимые знания новички приобретают в процессе практической работы или общения с другими членами совета директоров и менеджерами компании. Среди самых необходимых знаний для обеспечения эффективной работы члена совета директоров указывается стратегическое планирование, управление рисками, процедуры и методы принятия решений.

Только в 15% российских акционерных обществ есть функциональное разделение обязанностей членов совета директоров. Это идет вразрез с общемировой практикой, но российские компании это, похоже, устраивает. "Я не думаю, что каждый член совета директоров должен сильно разбираться в специфике отрасли. Но то, что каждый должен разбираться в бизнесе, - это факт", - говорит Максим Протасов из "Панорамы".