Бизнес и школы


Отсутствие связей с реальным бизнесом всегда было проблемой российского бизнес-образования. Но в последнее время появились признаки того, что ситуация меняется к лучшему: крупные компании начали проявлять интерес к бизнес-школам.

Практически все российские бизнес-школы отмечают рост числа студентов, обучающихся не за собственные средства, а за счет работодателей. По словам проректора программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Елены Бешкинской, за последний год доля таких студентов в этом учебном заведении выросла вдвое и теперь составляет около 10%. А в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ, по словам ректора Сергея Мясоедова, таких студентов уже более 50%.

"Без сомнения, компании сейчас больше заинтересованы в бизнес-школах [чем раньше]", - говорит Ашот Сеферян, заместитель декана факультета стратегического управления, руководитель программы МВА ИБДА АНХ. Светлана Жильцова, проректор по учебной работе Института экономики и финансов "Синергия", объясняет возросший интерес компаний к бизнес-образованию нехваткой профессиональных управленческих кадров в российских компаниях.

Но "корпоративными" студентами дело не ограничивается. Практически каждая крупная бизнес-школа занимается разработкой и проведением индивидуальных программ обучения и развития персонала для компаний. Например, Высшая школа бизнеса МГУ специально для "Русского алюминия" разработала обучающую программу, ориентированную на среднее менеджерское звено.

"Русский алюминий" также сотрудничает с МИСИС, Высшей школой экономики, Высшей коммерческой школой и др. "Сегодня для нас самая большая проблема - подготовка и развитие персонала. Зачастую люди прекрасно знают свою узкую специальность - экономику, финансы, производство, но не владеют управленческими навыками", - говорит Виктория Петрова, директор по персоналу компании "Русский алюминий".

Однако на МВА "Русский алюминий" направляет своих сотрудников лишь в исключительных случаях. "Сегодня для нас это неудобно. Мы - растущая и амбициозная компания. Менеджеры у нас работают с большой нагрузкой и просто не в состоянии после этого еще пойти учиться по программе МВА. Бизнес-школы идут нам навстречу", - говорит Петрова. По ее мнению, программы обучения бизнес-школ иногда более эффективны по сравнению с тем, что предлагают тренинговые компании. Например, это касается тех случаев, когда нужна комплексная программа, которая включала бы в себя набор предметов из различных областей. Ни одна тренинговая компания обеспечить этого не может.

Предлагая узкоспециализированные курсы, российские бизнес-школы идут по стопам своих западных коллег. По словам Вячеслава Давиденко, директора компании "МВА Консалт", для многих западных бизнес-школ такие курсы - основной источник доходов.

Бизнес-школы все чаще привлекают в качестве преподавателей специалистов-практиков. Например, в МИРБИС работают руководители различных подразделений компаний "ВымпелКом", Wimm-Bill-Dann, Microsoft и др. А в ИБДА маркетинговые дисциплины преподают специалисты из компании "Качалов и коллеги". Руководитель программы МВА ИБДА Ашот Сеферян считает, что представители бизнеса в не меньшей степени заинтересованы в преподавательской работе, нежели бизнес-школы - в преподавателях-практиках: "Для них это своеобразный PR. Донеся свои знания до наших слушателей, они могут рассчитывать на то, что студенты обратятся к ним за консультациями".

В то время как практики преподают в бизнес-школах, преподаватели занимаются консультированием компаний. По словам Олега Виханского, ректора Высшей школы бизнеса МГУ, консалтингом его бизнес-школа занимается с момента ее основания в 1989 г. "В то время зарабатывать на образовании было очень сложно. Консультирование помогало нам выживать, это было основным источником нашего дохода", - говорит он. Сейчас консалтинговые услуги приносят школе около половины дохода.

Однако многие школы дополнительным видом бизнеса решили заняться только сегодня. Их преподаватели и раньше занимались консультационной деятельностью, но, как правило, делали это в частном порядке.

Теперь образовательные заведения хотят заняться этим бизнесом сами. "Для нас это дополнительный вид бизнеса, который возник из пожеланий и потребностей наших слушателей", - говорит Светлана Жильцова, проректор по учебной работе "Синергии". В роли бизнес-консультантов будут выступать преподаватели школы.

МИРБИС также создает консалтинговое подразделение. "Несколько компаний уже заявили о своем желании сотрудничать с нами в этом направлении. И мы решили, что не стоит быть посредниками, а стоит создать свою структуру", - говорит Бешкинская. Школе удалось договориться с несколькими компаниями об оказании так называемого бесплатного консалтинга в обмен на кейсы: компания рассказывает о своих проблемах, а студенты предлагают готовые решения.