СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Какой потенциал в производстве?


Вторая статья цикла, посвященного оптимизации основной деятельности, первая была опубликована 8 апреля 2002 г.

Когда разговор заходит о программах повышения эффективности производства, менеджеры российских компаний часто говорят о невозможности увольнения людей по социальным причинам. Наш опыт работы с российскими промышленными компаниями говорит о том, что потенциал улучшений в производственной сфере даже без учета затрат на рабочую силу чрезвычайно велик.

Мы сознательно говорим о потенциале повышения эффективности, а не только о сокращении затрат, так как программы по оптимизации производства должны быть нацелены на три задачи: - сокращение затрат; - повышение качества выпускаемой продукции; - сокращение времени, необходимого для изготовления товара.

Все три задачи взаимосвязаны. Сокращение затрат должно происходить параллельно с повышением качества и сокращением времени выполнения заказов, а не в ущерб этим показателям.

По способу проведения инициативы по оптимизации производства можно разделить на два вида: Направленные "сверху вниз" - постановка целей руководством компании и нахождение рычагов для их выполнения. Как правило, такие инициативы в основном направлены на сокращение затрат. Преимущество таких программ в том, что можно относительно быстро добиться главной цели (например, просто уволив часть сотрудников или сократив инвестиционный бюджет). Однако иногда подобные мероприятия "режут" организацию "по живому", и затраты, которые удалось сократить в одном месте, возникают потом в другом (например, рекламации и необходимость отзыва некачественной продукции). Поэтому кажущаяся простота таких инициатив обманчива, и им должен предшествовать серьезный анализ.

Направленные "снизу вверх" - здесь главное заключено в раскрытии творческого потенциала рядовых сотрудников и рабочих и "залечивании мелких ран" в производственном процессе. Такие инициативы, как правило, учитывают специфику производственного процесса и меньше страдают "побочными эффектами". Они занимают больше времени и требуют серьезных навыков в организации и структурировании проводимых мероприятий. Наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия, можно классифицировать на несколько групп: Неэффективное использование производственных мощностей.

Обычно эта проблема - следствие непродуманного производственного планирования и технического обслуживания. Как правило, главными рычагами повышения использования мощностей становятся сокращение времени простоев оборудования из-за поломок, переналадок, а также обеспечение максимальной технически возможной скорости работы линий. При росте продаж компании увеличение использования мощностей приводит к откладыванию значительных инвестиций в новое оборудование. Кроме того, снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции. При стагнирующем рынке потенциал сокращения затрат - в уменьшении необходимого количества производственных смен.

Чрезмерный уровень запасов сырья и готовой продукции.

Уменьшение запасов сырья возможно в результате более активной работы с поставщиками по изменению графика поставок. Сокращение запасов готовой продукции достигается в результате повышения эффективности производственного планирования и его более тесной связи со службой маркетинга, ответственной за прогнозирование рынка. В некоторых случаях неэффективное использование мощностей может стать причиной "целенаправленного" накопления запасов готовой продукции для периода пиковых продаж. После сокращения избыточных запасов предприятие высвобождает связанный в них капитал, который можно инвестировать в прибыльные проекты.

Низкое качество продукции и высокий уровень брака.

Эти проблемы вызваны низкой стабильностью производственного процесса, когда предприятие не может поддерживать высокие операционные параметры в течение длительного времени. Ключ к решению этой проблемы как в определении наиболее эффективных и гибких процессов и обучении им операторов, так и в изменении менталитета сотрудников.

На последнем факторе стоит остановиться отдельно. Без изменения подхода людей к работе, улучшения в производстве нельзя сделать необратимыми. По нашему опыту наиболее действенные инструменты достижения этой цели - программы, направленные "снизу вверх". В этом случае люди понимают важность ставящихся перед ними задач, учатся совместно решать проблемы и нести ответственность за свои действия.

При обсуждении стратегии промышленных компаний в странах с переходной экономикой мы обнаруживаем, что внезапные макроэкономические и иные потрясения могут свести на нет самые изощренные теоретические выкладки. В таких случаях победителями оказываются компании с удивительно простой стратегией. Это те компании, которые целенаправленно занимаются усовершенствованием производства и выпускают продукцию с низкими затратами, высоким качеством и в оговоренные заказчиком сроки.

Автор - руководитель проектов компании McKinsey