Семья - залог выживания


В последние годы демографы не устают повторять, что снижение статуса семейных ценностей погубит европейское общество. Однако семья потеряла былое значение не случайно - это было выгодно развивающейся экономике. Логично предположить, что само демократическое общество и восстановит высокий статус семьи. Сегодня это становится условием его выживания.

Наивно думать, что эмансипация женщин - это результат стихийно возникшего желания представительниц слабого пола уравнять свои права с мужскими. На самом деле - это реакция общества на возросшие потребности экономики в человеческих ресурсах. Причем освобождение женщин происходило вне зависимости от формы производства: на капиталистическом Западе и в советской России процессы шли параллельно. Сегодня 45% всех рабочих мест в мире заняты женщинами.

В апрельском номере Harvard Business Review была опубликована статья Сильвии Энн Хьюитт "Успешные женщины и миф о том, что у них есть все, что они хотят". Под руководством Сильвии Энн Хьюитт было проведено исследование, результаты которого она опубликовала в книге Creating a Life: Professional Women and the Quest for Children (Talk Miramax Books, 2002) и в упомянутой статье в HBR. В ходе исследования были опрошены 1168 преуспевших американок. Панель респондентов состояла из трех групп: от 28 до 40 лет с доходами более $55 000 в год; от 41 до 55 с доходами свыше $65 000 в год, суперуспешные женщины всех возрастов с доходом выше $100 000.

Как показали результаты исследования, 33% преуспевших американок среднего возраста не имеют детей. Среди суперуспешных женщин бездетны 49%. Замужем только 60% всех опрошенных. При этом от 86% до 89% респонденток хотят иметь детей, однако большая загруженность на работе не дает им такой возможности. Как показало исследование, 34% суперуспешных женщин (с доходом выше $100 000 в месяц) работают по 50 часов в неделю. "Новые формы производства в виде банков, корпораций, обслуживающих их органов власти и информации направляют немало финансовых средств на массированное разрушение мифов и традиций, поддерживающих конкурентную им социальную структуру [т. е. традиционную семью]", - пишет доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания Виталий Шабельников в исследовании "Семья в геополитическом конфликте XXI века". По его мнению, разрушая семью, техногенные структуры разрушают и культуру поддержки семьи, мораль, ценности, мифы родового этнического общества.

Одна из героинь статьи в HBR, 39-летняя Джоанна, рассказала, что, занимая пост финансового директора в чикагской фирме, она обычно работала по 60 часов в неделю. Усыновив ребенка, Джоанна попросила руководство снизить ей нагрузку, но получила отказ. "Фирма не хотела создавать прецедента", - рассказала Джоанна. Она начала искать другую работу.

Академик Российской академии образования Игорь Бестужев-Лада, соглашаясь с тем, что производственные потребности сыграли роль в трансформации семейных ценностей, более фундаментальной причиной этого явления считает переход от сельского образа жизни к городскому. В деревне ребенок был необходимостью - помощником в поле и воспитателем для младших братьев и сестер. Когда он вырастал и вступал в брак, то становился родней и важным союзником в экономическом смысле. 90% молодежи в возрасте до 20 лет уже были отцами и матерями семейств, а внебрачная жизнь считалась отклонением. "Старая дева становилась приживалкой в чужой семье, так как сама вести хозяйство она не могла. А мужчин дразнили холостяками. Об истинном значении этого слова сейчас забыли, но на самом деле оно означает "кастрированный баран", - говорит Игорь Бестужев-Лада.

В городской среде ребенок становится обузой отцу и ломает карьеру матери. Повзрослев, он отделяется - теперь родители ему тоже не нужны. По мнению академика, современные люди как минимум до 25 лет не задумываются о браке: они строят свою жизнь. А заключив брак к 30 годам, в лучшем случае решаются завести лишь одного ребенка.

Заведующий лабораторией демографических проблем ГосНИИ семьи и воспитания Александр Синельников выделяет четыре параметра, по которым можно классифицировать состояние семейных ценностей: число детей в семье, отношение к браку, отношение к разводу, нуклеаризация семей, т. е. межродственные и межпоколенные отношения. Каждая из этих составляющих проходит четыре этапа деградации: например, от многодетности - до добровольной бездетности, от брака по воле родителей - до безбрачия, не осуждаемого обществом. Александр Синельников считает, что Россия сейчас стоит на третьем этапе по параметрам - число детей и отношение к браку. Семьи малодетные (1 - 2 ребенка), а в брак люди вступают по личному выбору без обязательного согласия родителей, но под давлением общественного мнения. Последней стадии, по мнению Синельникова, достигло отношение к разводу, когда разрыв официальных отношений уже не требует мотивированного требования одного из супругов.

Межпоколенные отношения находятся в переходной стадии между вторым и третьим этапом, что характеризуется частичным сохранением отношений между выросшими детьми и родителями, но в то же время уже наметилась четкая тенденция территориального отделения. "На третьем этапе нуклеаризации никто из женатых детей не хочет жить с родителями и зависеть от них. Уже не считается, что неудобства совместного проживания компенсируются перспективой получения наследства", - пишет Александр Синельников.

Однако шансы на сохранение и возрождение семейных ценностей в России еще не утрачены. По данным компании "КОМКОН" (исследование R-TGI, 2002 г.), 85% россиян в возрасте от 16 лет считают, что супружеские пары должны иметь детей, при этом 71% придерживаются мнения, что женщина реализует свою сущность только в том случае, если она обеспечивает счастье для своей семьи. А с таким, казалось бы, пуританским утверждением "место женщины - дом" соглашаются 48% мужчин и 41% женщин. Для сравнения, по данным BMRB (Global TGI, 2002 г.), в Соединенных Штатах с эти утверждением согласны 14% мужчин и женщин, а в Великобритании - только 9% мужчин и 7% женщин.

Зато мнение, что "лучший отдых - это отдых с семьей", разделяют примерно 60% респондентов как в США, так и в России, а в Великобритании - более 80%.

Западное общество уже почувствовало опасность, которую несет утрата семейных ценностей, там все активнее ведется пропаганда в пользу семьи. Об этом можно судить хотя бы по американским фильмам, в которых на смену героям-одиночкам, не способным выстраивать длительные отношения с женщинами, пришли герои, которые спасают мир ради спасения своих семей.

Российские политики также один за другим начинают включать пункт поддержки материнства в свои предвыборные кампании. По мнению Игоря Бестужева-Лады, чтобы спасти общество от вымирания, необходимо уже сейчас "мобилизовать" тех, кто способен приносить здоровое потомство, и создать им все необходимые условия для продолжения здорового рода. Причем самое сложное в этом деле, по его мнению, вернуть высокий социальный статус матерям и отцам семейств.