БИЗНЕС-ЛАНЧ С "ВЕДОМОСТЯМИ": Проблема одна - рынок


Если судить по американским книжкам, то инвестиционные банкиры - это скучные и заносчивые трудоголики. Стереотипов в отношении наших банкиров пока нет, но ясно одно: тип бизнеса, безусловно, связан с характером предпринимателя. Марлен Манасов - генеральный директор инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg - человек не скучный и уж точно не заносчивый, но очень сдержанный и немногословный.

Мы встретились в ресторане Grand Alexander отеля Grand Marriott, в то время когда Brunswick проводил здесь конференцию для потенциальных инвесторов. Это очень дорого - собрать здесь всех этих людей со всего мира, признает Манасов, но не уточняет, насколько дорого. Отказывается назвать и прибыль своей компании. Возможно, ее откроют в следующем году. Журнал Euromoney на протяжении нескольких последних лет признает Brunswick UBS Warburg лучшим иностранным инвестиционным банком, работающим в России.

Марлен Манасов родился в Москве 37 лет назад. По крови он армянин, по гражданству и вере - православный россиянин. Его первым языком был скорее английский, нежели русский, но точно не армянский. В два года родители увезли Марлена в Штаты, где старший Манасов работал в ООН. В четыре года мальчика отдали в киндергартен, и до восьми лет он воспитывался и образовывался в американских дошкольных заведениях. Английский стал для Марлена практически родным, даже разговаривая с родителями, он постоянно сбивался на него. Русский пришлось осваивать практически с нуля по возвращении на родину.

В детстве Марлен мечтал стать членом ЦК - хотелось власти! "Да, наверное, - соглашается он, - мне казалось, что это круто, что можно что-то изменить, став членом ЦК". Его отец никогда не был убежденным коммунистом, более того, он высказывал сомнения по поводу намерений сына. "А я верил в идею", - говорит Манасов.

После школы он поступил в МГУ на экономфак и сразу же был призван в армию.

Первым человеком, с которым Марлен Манасов познакомился, вернувшись в университет, был Рубен Варданян. А первый год после университета проработал в международном отделе Академии народного хозяйства, которую возглавлял другой армянин - Абел Аганбегян.

Это была замечательная работа. "Во-первых, у меня был очень хороший начальник - Николай Сергеевич Колесников, как раз бывший член ЦК, - вспоминает Манасов. - Можно сказать, это был мой второй командир после армии. Он меня очень многому научил".

Но платили категорически мало. Чтобы подработать, Манасов заказывал на Арбате рисованные портреты для одного профессора из Массачусетского университета, с которым познакомился, когда тот приезжал в АНХ. Американец присылал фотографии, Марлен относил их уличным художникам, потом готовые рисунки отправлял в Америку. Это давало дополнительных $50 в месяц, но ситуации не спасало.

Друг Манасова - Константин Ягнюков, бывший секретарь парторганизации в университете, работал тогда на товарно-сырьевой бирже. Узнав, что Марлен ищет работу, он позвал его к себе развивать фондовое направление. Компания называлась "Актив", кроме названия в ее активе ничего не было. Факс, компьютер и служебный "Москвич" появились только после первых хороших комиссионных, полученных на сделках по сахару.

Манасов прочитал несколько книг по фондовому рынку, изучил правила торговли на РТСБ и почувствовал себя готовым к новому поприщу. Первым шагом стала публикация объявления в The Moscow Times, дескать, фондовая компания поможет купить акции российских компаний. Чтобы расширить круг поиска, Манасов вступил в клуб читателей газеты The Moscow Times (членство стоило $500).

Дэн Клауд, который возглавлял фонд "Жар-птица", стал первым клиентом. Вторым был Сэм Рор, представлявший богатейшее еврейское семейство из США. "Они настоящие акулы американского фондового рынка, - рассказывает Манасов, - мне повезло, что они увидели мое объявление первыми". Чтобы познакомиться, Роры пригласили его к себе в гостиничный номер в "Славянской". Время встречи было назначено на девять вечера в воскресенье. Переступив порог сьюта, Манасов буквально сразу почувствовал запах больших денег. И не зря. Рор сделал первый же заказ на $100 000 (комиссионные "Актива" составили 3%). На эти деньги были куплены акции Инкомбанка, Мосбизнесбанка и др. Манасов говорит, что покупал без разбора, не думая. "Я не знал, что покупать, да и выбора большого не было", - рассказывает он. Но доходность в те времена доходила до 1000%: клиент за три месяца на дивидендах окупил вложения, был страшно доволен и решил купить "Актив". "Мы продались, - говорит Манасов. - И все! Денежки пошли". Рор вкладывал по $100 000 каждые две недели. "Началась ваучеризация, мы купили большой пакет ГУМа, потом "Коми-нефть" и т. д. ", - рассказывает он.

Потом пришли другие клиенты, одним из них был Brunswick, который представляли Жерар де Гир, Мартин Андерссон и Георг Челлгрен. Удачно купив ваучеры при помощи "Актива", они предложили организовать совместную компанию. Тогда Манасов с партнером решили разделиться: Ягнюков остался в "Активе" с Рором, а Манасов организовал вместе с новыми партнерами Brunswick. Уходя из "Актива", он получил свою долю - $5000, купил на них радиотелефон, хороший костюм - еще не Кiton, но уже что-то вроде Hugo Boss - и снял на бирже каморку для офиса.

Он собирался проработать всего год в этой компании и учредить что-нибудь свое, но в итоге остался надолго. В 1997 г. Swiss Bank Corporation, в который входит старейший английский инвестиционный банк Warburg, купил Brunswick. Рассказывая об этой коллизии, Манасов говорит: "Brunswick купил Swiss Bank Corporation", я уточняю: в смысле, банк купил компанию Brunswick. Да, конечно, отвечает он и добавляет, что это просто оговорка - Фрейд тут ни при чем! Позднее Swiss Bank Corporation слился с United Bank of Switzerland (UBS). Сегодня Brunswick - часть этого банка. Манасов входит в число миноритарных акционеров, но его акции - это скорее бонус топ-менеджеру за выслугу лет. Доля так мала, что не дает права влиять на какие-то решения.

Сегодня в штате инвестиционной компании 120 человек. По словам гендиректора, управлять ими очень легко: кроме 10 - 20 человек вспомогательного персонала, это высокопрофессиональные мотивированные люди. "Компания горизонтальная", - замечает Манасов.

Его забота - вопросы стратегии. Поскольку сразу было понятно, что основными клиентами будут иностранцы, нужно было развивать "аналитику" и следить за "репутацией". Без этих двух вещей клиентов привлечь было бы трудно.

Из удачных тактических шагов можно назвать то, что они успели вовремя подготовиться к кризису 1998 г., благодаря чему и выжили. Уменьшать издержки начали еще в марте - тогда провели первую волну сокращения штатов: из 250 человек уволили 100. В августе пришлось опять увольнять людей. Оставили всего 100.

Сегодня главная проблема - рынок, говорит Манасов: в Америке он не очень хороший. Ирак - тоже проблема. И добавляет, что сейчас надо затихнуть и подождать, посмотреть, что будет.

За десертом я спрашиваю о вечном: "Что вы видите итогом жизни? " Он отвечает односложно: "Спастись". В христианском смысле этого слова.