КАПИТАЛИЗМ: Тихая реформа


Создание ОАО "РЖД" вновь откладывается. В конце прошлого года, когда Дума утверждала пакет законопроектов по железнодорожной реформе, создание ОАО "РЖД" планировалось на начало 2003 г. Затем его хотели приурочить к вступлению законопроектов в силу и даже назвали дату - 18 мая. На этот раз создание суперкорпорации - наследницы МПС - перенесено на осень. Причины отсрочки, что называется, бытовые. Несмотря на все старания, для МПС так и не удалось подыскать приличной штаб-квартиры и начальника. Последнее обстоятельство имеет ключевое значение, поскольку единственным предсказуемым результатом реформы будет ликвидация нынешней системы управления железнодорожным хозяйством. Ничего более определенного о перспективах преобразований пока сказать невозможно. В отличие от скандальных и шумных "сестриц" из РАО ЕЭС и "Газпрома" реструктуризация железнодорожной отрасли из света софитов давно ушла в тень, и от начальства МПС так и не удалось получить внятный ответ, что в конечном счете они затеяли.

Первоначально заявлялось, что главной целью реформы является создание конкурентных условий в отрасли. Однако недавно выяснилось, что в предреформенных хлопотах этого "ребенка" выплеснули вместе с водой. Замминистра МПС Анна Белова на днях фактически признала, что базовые для реформы законы не гарантируют создания конкурентной среды. Исправлять ситуацию планируется с помощью подзаконных актов. До конца года правительство планирует принять специальное постановление по обеспечению недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Непонятно только, почему соответствующих положений не оказалось ни в одном из четырех законов, входивших в "реформаторский" пакет.

Еще меньше ясности в вопросе о том, что будет происходить с собственностью, которую МПС передает ОАО "РЖД". Судя по размаху подготовительных мероприятий (площадь штаб-квартиры, планируемые штаты), компания создается всерьез и надолго. Однако, как следует из плана реформы, одобренного правительством, будущего монстра должны раздробить уже в 2006 г. При этом заранее известно, что сторонним компаниям не удастся купить его целиком или по частям. У частного российского капитала просто нет столько денег (по предварительным оценкам, уставный капитал нового общества будет больше 1 трлн 600 млрд руб., при этом его потенциальная доходность, по большинству расчетов, будет минимальна или отрицательна). Бессмысленно рассчитывать и на иностранных инвесторов. Зарубежные компании вряд ли захотят вкладывать деньги в собственность, повязанную по рукам и ногам специальными обязательствами перед Министерством обороны, ФСБ, МЧС и прочими госорганами. Добавьте к этому закрепленный законодательством неотчуждаемый статус основных фондов железнодорожной отрасли, и станет понятно, что иностранцев к реформе МПС и близко не подпустят.

Интересно, что эту ситуацию прекрасно понимают и в самом МПС. В неофициальной беседе один из чиновников министерства прямо сказал, что дело идет к гигантской уценке по гэдээровскому варианту, когда фабрики и заводы отдавали не за "живые" деньги, а за символическую 1 марку и обещания инвестиций. Скоро мы узнаем, как такая схема будет работать в России и насколько тихим будет завершение "тихой" реформы. Ждать осталось недолго.

Автор - первый заместитель главного редактора журнала "Компания"