КАПИТАЛИЗМ: Пряник Чубайсу


Рост цен превратился в обязательный элемент российских реформ с самого начала их проведения. Ключевой элемент всех планов развития РАО ЕЭС, "Газпрома" и МПС - освобождение цен от государственного контроля. Все остальное в этих программах, включая приватизацию, лишь обещания, которые монополии дают государству в обмен на этот "золотой ключик". Впрочем, и в рамках этой общей тенденции есть место для оригинальных решений.

Одно из них начало прорисовываться на фоне бурной активности вокруг назначенного на 30 мая общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России". В конце прошлой недели в правительстве и РАО прошли совещания, на которых обсуждалась стратегия развития энергетического сектора. Обычно подобные мероприятия имеют все признаки дежа вю - одинаковая повестка дня, аналогичные предложения и аргументы, зачастую произносимые одними и теми же персонами, и, главное, сходные решения. Однако на этот раз все сложилось иначе. Главным результатом обсуждения в правительстве стало решение об ускоренной либерализации рынка энергии. Государство готово устраниться от контроля за тарифами уже в 2006 г. , о чем менеджеры РАО даже не мечтали. Во всех планах монополии переход электроэнергетики к рынку запланирован на 2008 г.

Распространенная версия об электоральной подоплеке сдвига сроков либерализации выглядит весьма натянутой. Негативное влияние роста энергетических тарифов на экономику вряд ли исчерпается ко времени "прощания с Путиным" и выборам нового президента, и, возможно, кто-то из претендентов на высший пост сможет это использовать в политической борьбе. Однако выбора у нынешней власти нет. Поскольку на повестке дня более насущный вопрос - каким образом сохранить контроль за энергетическим сектором. При утвержденной схеме реструктуризации активов РАО у государства недостаточно гарантий, что после окончательной приватизации тепловой генерации оно сможет сохранить контроль за инфраструктурой отрасли и гидроэнергетикой. Несколько этапов обмена акций дочерних компаний на акции РАО, предусмотренных в плане реструктуризации, создают риск возникновения ситуации, при которой у государства в конце не хватит акций для выкупа этих активов. Можно заплатить за них из бюджета. Но у этого варианта свои риски. Бюджет, как известно, "нефтяной", и денег в нем в нужный момент может не оказаться. Кроме того, стоимость этих активов пока не ясна. Оценка, данная Христенко, - $1,5 млрд - по мнению экспертов, занижена по меньшей мере раза в два-три. Так что шаг правительства навстречу монополии по вопросу либерализации - это большой пряник менеджменту РАО, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации должен будет "позаботиться, чтобы государство не понесло ущерба". Благо нынешние руководители РАО во главе с Анатолием Чубайсом очень своевременно забыли о многократных обещаниях "уйти из энергетики" в 2004 г. Действительно, зачем уходить, если впереди самое интересное?

Впрочем, в случае ухудшения экономической ситуации или по другой надобности пряник сможет легко превратиться в кнут. С заниженными ценами энергетические активы станут обузой для азартно охотившихся за ними сырьевых компаний. А там, глядишь, можно будет снова поторговаться с олигархами об условиях освобождения цен.

Автор - первый заместитель главного редактора журнала "Компания"