КАПИТАЛИЗМ: Земляной бюджет


Малозаметным итогом бюджетных баталий, разгоревшихся в Думе на прошлой неделе, стало тактическое поражение правительства по вопросу налогообложения собственности. Чиновникам не удалось отстоять перед депутатами не только предельную ставку в 2,6% , но и базовый принцип - за имущество платит тот, кто им пользуется. Активно стимулируемые бизнес-лобби депутаты выкинули из правительственного законопроекта положение, по которому ответственность за уплату налога на имущество возлагалась на балансодержателя, т. е. на организацию, реально использующую имущество.

Статус плательщика будет закреплен за собственником. Фактически это означает, что платежей не будет вообще либо они будут минимальны. Дело в том, что главным собственником в России продолжает оставаться, в различных ипостасях, государство. Однако переданные бизнес- "дочкам" федеральными ведомствами, муниципальными структурами, ГУПами активы продолжают оставаться государственными лишь формально. На практике они уже давно превратились в элементы рыночной системы. На долю дохода от их эксплуатации и попыталось предъявить свои права правительство. Причем попытка была предпринята в наиболее "опасной" для бизнеса форме нового имущественного налога, спрятаться от которого практически невозможно.

Успешная контратака бизнес-лобби ставит под угрозу весь стратегический замысел правительства. Суть этого плана можно охарактеризовать так - снижение бюджетной значимости НДС и акцизов за счет прямых налогов, в первую очередь земельного налога и налога на имущество организаций. Иными словами, вместо "нефтяного" у России должен появиться "земляной" бюджет. Ключевым условием успеха при этом является полное "переформатирование" существующей системы. Необходимо определить не только сколько собирать, но и с кого. Ответ на первый вопрос будет получен в конце года после формирования новых земельных кадастров. Ответ на второй вопрос в свете последних событий в Думе остается пока неочевидным. Предприниматели изо всех сил пытаются отбиться от попыток правительства продать им землю под приватизированными предприятиями по искусственным расценкам. До 1 января 2004 г. землю под предприятиями им предстоит либо выкупить в собственность, либо взять в аренду. По оценке РСПП, если одновременно все предприятия выкупят землю, чего требует Земельный кодекс, на это потребуется сумма, близкая к $100 млрд. Но, похоже, большинство предприятий платить не собираются, и во многом потому, что до сих пор непонятна совокупная цена приобретения - ведь за выкупленную землю потом придется платить земельный налог. В итоге региональные власти предвкушают вал просителей с проектами арендных договоров, которые надо заключить в авральном порядке. Представляете, сколько всего разного можно попросить у арендаторов за такую услугу? В результате может получиться привычная картина, когда деньги весело проскочат мимо бюджета в карманы многочисленных госслужащих. Чтобы избежать такого сценария, власти и бизнесу необходимо пойти на компромисс - государству надо снижать выкупные платежи, а бизнесу придется все-таки платить. Причем немало - в правительстве обсуждается возможность резкого повышения ставок земельного налога в ближайшие годы. Но этот оптимистичный вариант маловероятен: слишком уж понятны арендно-теневые отношения для бизнесменов и чиновников.

Автор - первый заместитель главного редактора журнала "Компания"