"Рекорд" устоял


Крупный производитель телевизоров, турецкая компания Vestel Еlektronik Sanayi ve Ticaret, строящая завод в России, может столкнуться с серьезными проблемами со сбытом. Как стало известно "Ведомостям", из СП с турками вышел российский "Рекорд" - а именно телевизоры этой марки планировалось собирать на новом заводе. Сейчас турецкая компания ведет переговоры о покупке марки "Рекорд", чтобы начать производство самых популярных российских телевизоров самостоятельно.

Компания Vestel Еlektronik Sanayi ve Ticaret выпускает телевизоры, мониторы, спутниковые ресиверы и другую электронную технику. По собственным оценкам, компания занимает 20% рынка этой продукции в высокоразвитых европейских странах и 5% во всем мире. Выпускает по лицензии телевизоры марок Toshiba, JVC, Sanyo, Hitachi, Mitsubishi. В 2002 г. объем производства составил 7 млн телевизоров, объем продаж - $1,1 млрд.

По данным РАТЭК, российский рынок телевизоров составил в 2002 г. 4 - 5 млн штук. Из них под российскими марками ( "Рекорд", "Полар", "Рубин", "Сокол", Erisson, ERC и т. д. ) продается до 1,7 млн штук, около 500 000 телевизоров завозятся из Белоруссии. Общий объем импорта телевизоров в Россию оценивается более чем в 2 млн штук.

О совместном проекте "Вестел-Рекорд" компании Vestel Еlektronik Sanayi ve Ticaret и ЗАО "Стандарт" (совладелец Александровского радиозавода во Владимирской области) объявили в октябре 2002 г. Они планировали построить в Александрове новый телевизионный завод производительностью 2 млн телевизоров в год. Предполагалось, что в СП турецкой компании будет принадлежать 74% , а блокирующий пакет останется у ООО "Рекорд", специально под этот проект учрежденного владельцем "Стандарта" Родионом Потемкиным и тогдашним гендиректором ЗАО Виктором Макаревичем. Кроме того, ЗАО "Стандарт" переуступило "Рекорду" права на одноименную марку, которую тот планировал внести в уставный фонд совместного предприятия. В 2002 г. общий объем планируемых инвестиций стороны оценили в $27 млн, из которых $7 млн должно было внести ООО "Рекорд", а $20 млн - турки.

По данным департамента внешнеэкономических связей администрации Владимирской области, под завод было отведено 12 га земли. Строительство началось в конце 2002 г. Однако источник, знакомый с ходом реализации проекта, сообщил "Ведомостям", что недавно "Рекорд" решил выйти из СП. По его словам, россияне не смогли внести свою долю в уставный капитал предприятия.

Вчера информацию о "разводе" подтвердил и гендиректор российского офиса Vestel Харун Болел, который также сказал, что причины выхода россиян из проекта - финансовые. Родион Потемкин вчера отказался от комментариев.

По словам Болела, планы Vestel остались неизменными: в 2003 г. в Александрове будет собрано 20 000 телевизоров. К 2005 - 2006 гг. турки планируют увеличить производство до 2 млн телевизоров в год. Однако теперь турки остались в России без единого сколько-нибудь известного местного брэнда. Пока, говорит Болел, Vestel будет выпускать продукцию под собственной маркой.

Российские участники рынка считают, что в нынешней ситуации турецкая компания излишне оптимистична. По мнению гендиректора ТПК "Бытовая техника "Сокол" Дмитрия Тиманова, Потемкин был интересен туркам как владелец известного локального брэнда. "2 млн телевизоров - это треть российского рынка. С "Рубином" и 7 - 8 японскими марками, которые Vestel собирает в Европе, они еще смогли бы занять этот сегмент. А только с маркой Vestel - вряд ли", - считает Тиманов. По словам представителя другой компании-производителя, все игроки среднего ценового сегмента ( "Рубин", "Сокол", Rolsen) планируют потратить на рекламу в 2003 г. $1 - 4 млн. "В продвижение Vestel придется вложить в разы больше - в России марка неизвестна. Но достаточно ли у них опыта продвижения своих марок? Ведь раньше они занимались только производством, а продвижением занимались сами владельцы брэндов", - говорит он.

Кроме того, по словам Болела, турки еще не договорились о лицензии с японскими компаниями. Сейчас производством в России марок из портфеля Vestel - Hitachi, JVC, Sanyo и других - занимается калининградское ООО "Телебалт". По данным самой компании, сегодня она выпускает около 500 000 телевизоров этих марок в год и намерена пролонгировать лицензию и на 2004 г. "В ближайшее время мы не планируем выпускать свои телевизоры на Vestel", - сказал помощник главы представительства Hitachi Сергей Дорожкин. То же самое "Ведомостям" сказали в офисах JVC и Sanyo.

Впрочем, выход может быть найден. По словам источника "Ведомостей", знакомого с ситуацией в Vestel, турки предложили Родиону Потемкину выкупить у него марку "Рекорд". В 2002 г. "Рекорд" был самой популярной маркой отечественных телевизоров. По данным "КОМКОН", его рейтинг в городах с населением выше 100 000 человек составил 4,4% (для сравнения: у "Рубина" - 3,5% ). Вчера Харун Болел заявил, что переговоры о правах на марку еще идут и их результаты станут известны не раньше июля.