КАПИТАЛИЗМ: Питерский "нолик"


Питерская команда начинает второй этап захвата Министерства путей сообщения. Два года потребовалось офицерам кадрового резерва из Северной столицы для зачистки федерального ведомства и изгнания оттуда Николая Аксененко и его сподвижников. Теперь наступила очередь руководителей региональных железных дорог. В конце прошлой недели на совещании в Красноярске, в котором принимал участие первый замминистра путей сообщения Вадим Морозов, замминистра Михаил Акулов и Владимир Сазонов, было объявлено об отставке бывшего главы Красноярской железной дороги Петра Кучеренко и назначении на его место выходца из Петербурга Владимира Супруна.

Официально в МПС это событие никто не комментирует, поскольку пока Михаил Касьянов не подписал соответствующего приказа. Но есть несколько версий, которые выгодны представителям новой и старой команд в МПС. По одной - Кучеренко сняли за "сокрытие нескольких фактов схода с путей поездов". По другой - за то, что он член команды опального экс-министра и бывшего фаворита Кремля Николая Аксененко.

Несмотря на свою внешнюю неприметность, произошедшие перестановки весьма значимы для железнодорожной отрасли, тем более что идут они на фоне серьезной ротации кадров и в других регионах (например, на Куйбышевской железной дороге). В существующей модели управления МПС руководство железных дорог обладает очень большими полномочиями. Фактически это региональные хозяева, с которыми московский офис МПС всегда был вынужден согласовывать свою позицию. В компетенции руководителей дорог определение уровня тарифных скидок (а это ключевая позиция во внутреннем административно-денежном торге) , маршрута и графика прохождения составов и масса других мелких, но важных вопросов. Характерно, что снять или назначить руководителя дороги можно только распоряжением премьер-министра.

Зачистка проходит по классическим питерским канонам. Во-первых, отраслевой и чиновный авторитет в расчет не берется. До своего назначения Владимир Супрун руководил службой безопасности движения Октябрьской железной дороги. По негласному этикету МПС до своего назначения глава дороги должен пройти все ступени железнодорожной иерархии. Учитывая ответственность поста, это требование выглядит вполне логично. Но только не для питерской команды, которая так же легко отнеслась и к корпоративной этике "Газпрома". Во-вторых, как и советские туристы 50-х гг. , питерские меньше чем по четыре человека не ходят. Вместе с Кучеренко в отставку отправлены семь его заместителей. Наконец, в-третьих, чтобы условный противник (а под таковым подразумевается "семья", которая имеет в регионе большие интересы) не помешал спецоперации, кадровые решения проводятся скрытно и стремительно. Скрытно до такой степени, что к отставке оказались не готовы даже региональная администрация и нейтральный "Интеррос", активно представленный в Красноярском крае.

Подобные рокировки, однако, имеют и обратную сторону. Опыт бюрократического общежития в кремлевской администрации показывает, что российская бизнес-поляна очень похожа на лист, расчерченный для игры в крестики-нолики. Если одна ячейка заполнена представителями одной административной группировки, надо ждать ответного хода другой.

Автор - первый заместитель главного редактора журнала "Компания"