БАНКИ: Двуликие Янусы


Переход российских банков на международные стандарты отчетности наконец-то становится реальностью. Этот процесс может оказаться крайне полезным и для банковской системы, и для экономики в целом. Главное - не потеряться по пути.

Недавно Центральный банк РФ официально объявил о сроках перехода российских банков на МСФО, в соответствии с которыми отечественные банки должны будут предоставить первый промежуточный отчет по МСФО за период, оканчивающийся 30 сентября 2004 г. , а далее и годовой отчет за 2004 г. На первом этапе отчетность по МСФО будет составляться методом трансформации в соответствии с методическими рекомендациями, которые должны быть опубликованы к этому времени. С 1 января 2006 г. должен быть завершен переход на МСФО, что станет основой и для текущего надзора.

Необходимость перехода на МСФО давно очевидна. Несмотря на относительную схожесть принципов учета и отчетности в странах Западной Европы, применение МСФО является актуальной проблемой и там. В рамках Евросоюза все банки, акции которых котируются на биржах, должны перейти на МСФО к 2005 г. Для сравнения, лишь четыре из 50 крупнейших банков Западной Европы работают по МСФО в данный момент. В России, где различие российских и международных принципов учета и отчетности принципиально, 120 российских банков составляют отчетность по МСФО, в основном для своих западных партнеров. Работая по двум стандартам отчетности, российские банки, как двуликие Янусы, смотрят одним лицом на Запад и совсем другим - на российских контрагентов. Причем эти лица совершенно разные.

Однако стоит понимать, что МСФО - это лишь некий общий свод правил, трактовка которых значительно отличается в разных странах. Поэтому ценность процесса перехода на МСФО как фактора повышения прозрачности и рыночной дисциплины в российском банковском секторе во многом будет зависеть от интерпретации МСФО Центральным банком РФ, а также от эффективности скорейшего внедрения надзора на базе МСФО.

Обращаясь к опыту других стран, можно видеть, что упущения при переходе на МСФО банками многочисленны. Применение принципа начисления, определение "справедливой" стоимости и определение некоторых категорий активов и операций (таких как "рыночные условия", "торгуемые активы" и "связанные стороны") представляются неоднозначными. Это дает широкий простор для применения принципа мотивированного суждения аудитора, что ставит под вопрос само качество отчетности. Переход на МСФО намного больше, чем просто изменение правил отчетности. Этот процесс связан с общим переосмыслением организационных, поведенческих и процедурных аспектов деятельности банков.

Неочевидной кажется сама возможность разрешения краеугольного различия международных и российских принципов учета и отчетности, а именно в области приоритета экономического содержания над юридической формой. Данное концептуальное переосмысление неминуемо должно привести к пересмотру федерального закона "О бухгалтерском учете" и к коррективам в налоговом законодательстве. Необходим также скорейший переход на МСФО реального сектора экономики, без чего невозможен гармонизированный анализ рисков банками.

Ошибочно полагать, что сам по себе переход на МСФО сведет возможность "рисования баланса" на нет. Неочевидными являются вопросы определения "бенефициарных собственников" и принципов консолидации, в частности офшорных структур. Серьезной доработки требует методология по определению уровня капитала банков. Заглавным вопросом данной реформы является "А действительно ли вы хотите показать реальную ситуацию? ", который хотелось бы обратить как к российским банкам, так и к Центральному банку РФ.

Представляется, что от скрещивания двух систем - международных и российских принципов учета и отчетности - получится "средний" стандарт, что серьезно снижает ценность всего процесса перехода на МСФО. Скорее всего, текущий процесс перехода на МСФО станет лишь первым этапом по унификации принципов учета и отчетности российской банковской системы, и оценка его успехов - вопрос будущего. Лишь при условии, что процесс перехода на МСФО, а также связанное с ним осуществление пруденциального надзора будет проводиться последовательно и принципиально, можно ожидать заметного улучшения ситуации в российском банковском секторе и, как следствие, повышения его инвестиционной привлекательности.

Автор - ведущий банковский аналитик по России парижского офиса Standard & Poor's