Вьюрок


Миссия Бьорк заключается в том, чтобы облагораживать и усложнять поп-музыку. Миссия осуществляется сразу по двум направлениям - загадочная иррациональная тревога в плане эмоций плюс обилие звуковых новшеств в плане аранжировки. И в том и в другом живая Бьорк оказалась сильна.

Свою новаторскую сторону Бьорк начала демонстрировать еще до того, как сама показалась на сцене. Штука в том, что на разогреве у Бьорк звучала самая дикая музыка, которой кто-либо из именитых московских гастролеров заполнял время ожидания самих себя (для сравнения: у The Rolling Stones для этих целей был припасен "Сплин"). Бьорк же призвала в помощь Peaches - проживающую в Берлине канадку-модницу, что с успехом исполняет песенки в стиле adult-hip-hop. Проще говоря, выкрикивает веселую и агрессивную похабщину, периодически "сбрасывая с себя что-то лишнее" (Вен. Ерофеев). Прошлым летом она уже выступала в Москве с сольным концертом. Забавляя несколько оторопевших поклонников Бьорк, Peaches успела огласить несколько новых вещей со своего второго диска (он выходит этой осенью, и в его записи принимал участие сам Игги Поп).

Однако послушать неприличную лахудру мало кто успел из-за организационных неполадок: люди, пришедшие к самому началу концерта, внутрь попадали минут в лучшем случае через 40. Впрочем, очереди были связаны с тщательными обысками - и грешить на них, учитывая ситуацию в городе, наверное, все же не стоит.

Сама же Бьорк, пожалуй, выглядела неуместнее всех прочих звезд, что когда-либо играли в "Олимпийском". Ее замысловатые скрипично-электронные композиции настолько не гармонировали с атмосферой заведения, что хотелось одного из двух - либо убрать этот зал, стены, свет, звук; либо уж пусть Бьорк замолчит. Самым серьезным элементом шоу служили обрамлявшие сцену черные факелы, то и дело взрывавшиеся ярким газовым пламенем. Но акции этого газпрома не спасали - маленькая пританцовывающая фигурка, к вискам которой были приторочены какие-то цветочные жабры, смотрелась одиноко и грустно, словно бьющаяся в клетке лесная птица. И при том что пела исландская царевна-несмеяна вполне выдающимся образом, давящая атмосфера "Олимпийского" все же легко нивелировала ее сумеречные чириканья. Вся музыка держалась на струнном оркестре, особняком стоящей арфе и электронике. На арфе играла известная в кругах авангардного джаза Зина Паркинс, а за компьютерный аккомпанемент отвечала известная в кругах экспериментальной электроники группа Matmos.

Дело тут не только в "Олимпийском" - всего месяц назад группа Massive Attack с блеском отыграла на том же самом месте, и им без труда удалось вписаться в мрак спортивного комплекса и зарядить именно что гипнотический концерт. С другой стороны, и Бьорк вовсе не чурается стадионов - опять-таки месяц назад ее барселонский концерт для 40 000 зрителей был абсолютным совершенством. Но в прошлый четверг все как-то не стряслось - с одной стороны, Бьорк была явно чужой этому зданию (несмотря на обилие зрителей и оваций). С другой - в ней самой сквозило что-то подчеркнуто неестественное.

Девяносто процентов поклонников Бьорк обычно описывают ее творчество в довольно скользких терминах: сказка, гипноз, исландская магия etc. Но, по всей вероятности, надо быть чересчур подверженным посторонним влияниям, чтобы дать себя загипнотизировать в неуютном каменном мешке. И как-то уж совсем походя слушать в детстве сказки, чтобы сравнивать с ними эти механические потоки неослабевающего нездоровья.