Госстандарт занялся солью


Со следующего года в российских магазинах, возможно, будет продаваться только йодированная соль. Йод будет присутствовать и в тех продуктах питания, при изготовлении которых соль нужна по рецептуре. Это новшество станет одним из первых технических регламентов на потребительские товары, которые с июля начал разрабатывать Госстандарт.

С 1 июля в России вступил в силу закон "О техническом регулировании" (с его введением законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" утратили силу) , в соответствии с которым, в частности, в 2003 - 2004 гг. Госстандарту и профильным ведомствам дается семь лет на то, чтобы разработать технические регламенты, заменяющие ГОСТы и устанавливающие обязательные для применения требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и утилизации. В конце июня правительственная комиссия утвердила список 30 технических регламентов для потребительского рынка, которые должны быть приняты в первую очередь - например, на изделия для детей, зерно и соль. Начали с соли.

По оценке торгового дома "Соль" (Москва) , в России добывается около 3 млн т пищевой поваренной соли в год. Еще 1 млн т соли поступает из-за рубежа (700 000 т - с Украины, 120 000 т - из Белоруссии, остальное - из дальнего зарубежья). Основными производителями пищевой соли являются компании "Бассоль" (Астраханская обл. ) , "Илецксоль" (Оренбургская обл. ) , ФГУП "Тырецкий солерудник" (Иркутская обл. ) и "Уралкалий" (Пермская обл. ). Эти четыре компании производят вместе около 95% пищевой соли. На долю йодированной соли, по данным ТД "Соль", приходится 3 - 5%.

На днях на официальном сайте Госстандарта появились первые уведомления о проектах технических регламентов. Предполагается, что два месяца будут потрачены на их публичное обсуждение, после чего регламенты примут, и через год они вступят в силу. Одним из первых проектов стал технический регламент "Соль поваренная пищевая". В этом проекте предлагается почти всю пищевую поваренную соль, попадающую в розничную сеть или использующуюся в пищевой промышленности, делать йодированной. Под нововведение попадает выварочная соль сортов "экстра", высший и первый, каменная, самосадочная, садочная соль сортов высший и первый помолов N 0 и N 1.

В пресс-службе Госстандарта "Ведомостям" объяснили, что при разработке технического регламента был использован зарубежный опыт законодательного регулирования йодирования соли для профилактики йододефицитных заболеваний. Наиболее эффективным, безопасным и экономически выгодным методом устранения йодного дефицита в Госстандарте считают обязательное йодирование пищевой соли. По данным Госстандарта, подобные меры уже приняты в Австрии, Польше, Болгарии, Румынии, Дании, Армении, Белоруссии, Таджикистане, Туркмении, Грузии, Киргизии и Молдавии.

Это будет далеко не первая попытка административно озаботиться потреблением нацией йода, но впервые государство готово пойти на столь кардинальные меры. По словам замдиректора московского ТД "Соль" Евгения Потапенко, в советское время с йодированной солью не было проблем - существовала разнарядка, по которой предприятия были обязаны выпускать 40% соли с йодом. С отменой плановой системы доля йодированной соли резко снизилась. Сейчас, по оценке Потапенко, доля продаж йодированной соли не превышает 5%.

По мнению замдиректора ТД "Соль", попытка Госстандарта навязать предприятиям выпуск только йодированной соли приведет к сокращению потребления и росту цен. "Лучше бы правительство занялось активной пропагандой этого здорового продукта, а вслед за ростом спроса и предприятия бы увеличили выпуск йодированной соли, - говорит Потапенко, - сейчас эта соль в рознице стоит намного дороже обычной и ее почти не берут".

Основные производители пищевой соли, опрошенные "Ведомостями", вчера оказались не готовы комментировать проект Госстандарта. Менеджер "Илецксоли" заявил, что его компания и так производит фасованную йодированную соль. По его словам, существуют сезонные колебания спроса и летом, как правило, покупают обычную соль для домашней консервации, потому что "из-за йода банки взрываются". Пищевые предприятия, по словам сотрудника "Илецксоли", йодированную соль не покупают. В "Бассоли", напротив, отмечают возросший спрос на йодированную соль со стороны местных хлебозаводов. По утверждению сотрудника отдела сбыта компании "Бассоль", ассортимент этой соли последнее время сильно вырос.

В "Уралкалии" также отмечают, что особых трудностей с переходом на йодированную соль не возникнет, как и с продажами подобной соли. В то же время менеджер московского представительства компании говорит, что не видит внятного объяснения, почему производителей обязывают выпускать однотипную продукцию: "Это все равно что приказать всем автозаводам выпускать машины только синего цвета".