"Ист Лайн" расстается с прошлым


Группа "Ист Лайн", начинавшая свой бизнес с авиаперевозок, теперь намерена продать одноименную авиакомпанию и сосредоточиться на управлении аэропортом "Домодедово". Среди претендентов на авиакомпанию называют структуру "Рособоронэкспорта".

В группу компаний "Ист Лайн" входят одноименный авиаперевозчик и ряд компаний, предоставляющих услуги в аэропорту "Домодедово". В 2000 г. "Ист Лайн" завершила реконструкцию аэропорта и сейчас занимается строительством второго терминала. Группа также контролирует Демиховский машиностроительный завод - единственное в России предприятие, выпускающее электрички.

Авиакомпания "Ист Лайн" специализируется на грузовых и чартерных пассажирских перевозках. Компания активно эксплуатирует арендованные суда, в ее распоряжении более 10 самолетов Ил-76.

В 2002 г. "Ист Лайн" перевезла 31 400 т груза и почты (145% к 2001 г. ). Грузооборот по итогам года составил около 238 млн ткм, что на 120% больше показателя прошлого года. Процент коммерческой загрузки воздушных судов достиг 76,7%. За 2002 г. авиакомпания "Ист Лайн" выполнила более 770 пассажирских рейсов.

Бывший генеральный директор авиакомпании "Ист Лайн", ныне занимающий эту же должность в авиакомпании "Евразия", Амирани Куртанидзе уверенно заявил "Ведомостям", что группа "Ист Лайн" намерена продать входящую в ее состав авиакомпанию. По его словам, переговоры ведутся с некой структурой, близкой к "Рособоронэкспорту". По информации агентства "Интерфакс", группа "Ист Лайн" хочет за авиакомпанию $22 - 25 млн, но Куртанидзе считает эту оценку завышенной: "На российском рынке за эту авиакомпанию могут предложить не более $10 - 12 млн".

Пресс-секретарь группы "Ист Лайн" Игорь Тихомиров не подтвердил и не опроверг эту информацию. По его словам, несколько месяцев назад в "Ист Лайне" начали рассматриваться пути развития авиакомпании, включая ее продажу, но окончательное решение еще не принято.

Между тем на авиарынке считают, что "Ист Лайн" продается: в нескольких авиакомпаниях "Ведомостям" сказали, что слышали о таких планах группы. Генеральный директор авиакомпании "Атлант-Союз" Станислав Лейченко считает, что "Ист Лайну" нет смысла сохранять авиабизнес. "Парк самолетов изношен, перевозки в Китай серьезно снизились, с каждым годом все более серьезные требования ГСГА и их европейских коллег уменьшают возможности компании, - говорит Лейченко. - Думаю, стоимость этой авиакомпании невысока и стремительно снижается".

В "Рособоронэкспорте" отказались комментировать информацию о покупке авиакомпании. Однако источник в правительстве подтвердил "некоторый" интерес госпосредника к приобретению авиакомпании, поскольку при правильной организации бизнеса самолеты могли бы летать загруженными в обе стороны. "В Китай, Индию и иные страны можно было бы возить спецтехнику и запчасти к ней, а обратно - коммерческие грузы, что вдвое повысит прибыльность", - говорит собеседник "Ведомостей". Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов говорит, что такая сделка соответствовала бы общей политике "Рособоронэкспорта", который через дочерние структуры покупает акции компаний, чей бизнес может дополнять экспорт вооружений. Однако переплачивать за пакет акций "Рособоронэкспорт" точно не будет, считает Пухов.

"Рособоронэкспорт" может быть заинтересован в покупке авиакомпании для перевозок на экспорт грузов военно-технического назначения, согласен аналитик компании "Проспект" Алексей Зайцев. "А группа "Ист Лайн", мне кажется, решила сконцентрироваться на аэропортовой деятельности, которая при правильном управлении гораздо доходнее авиагрузоперевозок: норма рентабельности здесь составляет 10 - 15% против примерно 5% у перевозчиков", - говорит эксперт. Кроме того, Зайцев напоминает о планах государства передать в управление аэропорт "Шереметьево". Он сомневается в том, что "Ист Лайн" сможет составить здесь конкуренцию "Альфа-групп" или НРБ, но полагает, что победитель тендера может привлечь "Ист Лайн" к сотрудничеству.