Электричка - дело частное


ОАО "Российские железные дороги" еще не создано, но уже начинает раздавать частным операторам права на осуществление пассажирских перевозок. До конца года свой поезд на трассе Москва - Рязань запустит "ТрансГрупп". Она же претендует на маршрут Москва - Санкт-Петербург. Эксперты приветствуют появление частного оператора в сфере пассажирских перевозок, но недоумевают, почему он получит наиболее выгодные слоты.

ООО "ТрансГрупп АС" ( "ТрансГрупп") входит в пятерку крупнейших российских железнодорожных операторов. Объем грузовых перевозок компании - более 30 млн т в год. "ТрансГрупп" оперирует парком из 8000 собственных и арендованных вагонов. Перевозит продукцию предприятий "Кузбассразрезугля", "Русала", УГМК (в рамках совместной компании "УГМК-Транс") , группы МДМ, "Евразхолдинга". "ТрансГрупп" принадлежит эстонской компании WorldWide Invest, совладельцы которой - предприниматели Сергей Глинка и Максим Ликсутов. "ТрансГрупп" владеет 50% акций в недавно созданном "Трансмашхолдинге", который объединяет пять заводов железнодорожного машиностроения с суммарным годовым оборотом около $300 млн.

Как сообщил "Ведомостям" председатель совета директоров "ТрансГрупп" Максим Ликсутов, его компания купила за $2 млн на Демиховском машиностроительном заводе электропоезд-экспресс повышенной комфортности и планирует до конца года запустить его на направлении Москва - Рязань. Электропоезд ЭД-4МК-0022 состоит из 10 вагонов: пять из них 1-го класса, три - 2-го и два - 3-го класса. В компании оценивают рентабельность пригородных перевозок в 6% и планируют окупить электричку, которая обошлась в $2 млн, за 8,5 лет. Ни в компании, ни в Министерстве путей сообщения не называют условий, на которых "ТрансГрупп" получила доступ к маршруту. А пресс-секретарь Московской железной дороги (МЖД) Василий Буланцев отмечает, что "ТрансГрупп" пока не получила лицензию на пассажирские перевозки. Но представитель "ТрансГрупп" утверждает, что документы на получение лицензии уже давно поданы, а договор с МЖД подписан. Впрочем, его детали ни в МЖД, ни в "ТрансГрупп" не раскрывают. Известно лишь, что стоимость билетов на поезде "ТрансГрупп" будет приравнена к расценкам МПС.

"Для нас пассажирские перевозки - это стратегический вопрос, - говорит Ликсутов. - С Тверским вагоностроительным заводом заключен договор, и до конца этого года будут куплены два поезда дальнего следования". По его словам, в качестве маршрутов рассматривается несколько вариантов, в том числе Москва - Санкт Петербург и Москва - Казань. Стоимость одного вагона для поезда дальнего следования Ликсутов оценивает в $600 000 - 700 000. Также "ТрансГрупп" планирует до конца следующего года запустить на участке Москва - Рязань еще один электропоезд, а третий - на участке Москва - Голутвин. В планах компании значится также приобретение электропоездов класса "Спутник". До конца следующего года их планируется поставить на маршрутах в ближнем Подмосковье: Москва - Люберцы, Москва - Мытищи, Москва - Железнодорожный.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что "ТрансГрупп" скромничает в оценке рентабельности нового бизнеса. "Москва - Рязань - загруженное направление, думаю, они окупят затраты быстрее, чем за восемь лет, - говорит Николаев. - [Появление частных операторов в сфере пассажирских перевозок] позитивное явление, дело государства теперь - не допустить злоупотреблений и появления локальных монополистов". Впрочем, его настораживает тот факт, что частника пускают на заведомо прибыльное направление. Но это Николаев считает "пережитком прошлого". Он уверен, что РЖД не будет заинтересовано в "сдаче" хороших участков. Директор Центра информации и рекламы МПС Константин Пашков говорит, что МПС будет приветствовать появление коммерческих перевозчиков. Впрочем, представитель Минэкономразвития считает инвестиции частников в пассажирские перевозки рискованным делом, поскольку они становятся полностью зависимыми от прихоти монополиста в лице РЖД.

Представитель крупной промышленной компании, просивший не называть его имени в печати, считает, что привлечением частных операторов МПС преследует одну цель - продемонстрировать успехи железнодорожной реформы. Он уверен, что рост убытков монополии на пассажирских линиях из-за передачи частникам выгодных слотов будет компенсирован монополией за счет повышения тарифов для остальных пользователей. По итогам 2002 г. убытки МПС от пассажирских перевозок составили 54 млрд руб. , в том числе в пригородном сообщении - 21 млрд руб.