Был ли инсайд?


Повышение агентством Moody's кредитного рейтинга России до инвестиционного не обошлось без скандала. Российские трейдеры считают, что некоторые их западные коллеги узнали эту новость на 1,5 - 2 часа раньше, чем она появилась в информагентствах, и воспользовались этим, чтоб сыграть на повышение.

В среду около 14. 30 по московскому времени на лентах информагентств появилось сообщение, выделенное красным цветом и большими буквами: агентство Moody's повысило кредитный рейтинг России сразу на две ступени до уровня Ваа3, что перевело инвестиции в российские ценные бумаги из категории "спекулятивных" в статус "инвестиционных". Это оказалось абсолютно неожиданным, поскольку столь радикальные решения ожидались после президентских выборов, т. е. не ранее лета будущего года. Поэтому финансовые рынки отреагировали на эту новость бурным ростом цен на акции и облигации.

Однако многие участники рынка обратили внимание на то, что котировки российских еврооблигаций начали расти не в 14. 30, а гораздо раньше. Об этом "Ведомостям" сообщили представители 10 крупных российских и западных инвестбанков. "Рост российских еврооблигаций начался примерно на час раньше [чем об этом сообщили информагентства и узнал рынок]", - говорит вице-президент "Ренессанс Капитала" Алексей Моисеев. С ним соглашается старший трейдер "НИКойла" Илья Вульфсон. Он вспоминает, что в начале дня российские еврооблигации дешевели вслед за облигациями казначейства США. "Но примерно в 13. 00 МСК иностранные банки внезапно начали покупать российские евробонды, - говорит Вульфсон. - Было ощущение, что они обладают инсайдерской информацией". К 14. 30 цена российских евробондов с погашением в 2030 г. выросла примерно с 94% от номинала до 95% , а к концу дня превысила 98%. По оценкам трейдеров, за 1,5 часа с 13. 00 до 14. 30 с еврооблигациями Минфина было заключено сделок примерно на $100 млн при среднем обороте $300 - 400 млн в день. На обороте в $100 млн теоретически можно было заработать чуть более $1 млн.

Названия банков-покупателей трейдеры не называют. Торговля еврооблигациями ведется анонимно на внебиржевом рынке при помощи терминалов Reuters и Bloomberg.

В Moody's не согласны с российскими трейдерами. Ведущий аналитик агентства по России Джонатан Шиффер не наблюдал всплеска активности на рынке российских облигаций до объявления о повышении рейтинга. "Я не слышал о каких-либо обращениях в Moody's по поводу возможной утечки информации о повышении рейтинга", - заявил он.

Пока не получали жалоб на инсайд и регуляторы. Представитель британской Financial Services Authority (FSA) Дэвид Икотт отметил, что FSA среди прочего следит за соблюдением Кодекса поведения на рынке ценных бумаг, который запрещает инсайдерскую торговлю. Но действие кодекса не распространяется на внебиржевой рынок. "Но если бы британские участники рынка нарушили правила торговли с российскими бумагами на биржах, пусть и не британских, об этом бы стало известно в FSA, - отметил он. - Насколько мне известно, FSA такой информации не получала". Пресс-секретарь российской ФКЦБ Евгения Пискарева заявила "Ведомостям", что комиссия не ведет расследования по этим фактам, поскольку не получала официальных обращений. "Мы лишь собираем необходимые данные и начнем расследование, если для этого будут основания", - заявила она.

Иностранные банки не комментируют подозрения российских коллег. Представитель крупного банка лишь признал рост российских бондов перед публикацией решения агентства и отметил, что если регуляторы смогут доказать инсайд, то банки ждет суровое наказание.

Аналитики спокойно отнеслись к этому. Моисеев из "Ренессанс Капитала" отмечает, что игра на повышение традиционно начинается накануне присвоения рейтинга. Просто это особенно заметно перед повышением рейтинга на две ступени, говорит гендиректор фонда Fixed Incom Russia Fond Александр Овчинников. "Слухи неизбежно просачиваются на рынок, - говорит аналитик HSBC Александр Тразанов. - Облигации растут накануне повышения рейтинга, а акции - перед серьезными корпоративными событиями". По его мнению, доказать использование инсайдерской информации будет очень сложно. "Российский рынок, как и все развивающиеся рынки, особенно подвержен спекуляциям, - говорит Тразанов. - И утечки информации здесь не редкость". Никто из собеседников "Ведомостей" не вспомнил прецеденты жалоб на инсайдеров.