прогноз дня


n Россия пошла на уступки относительно страхования и банковской сферы. Но никаких подвижек со стороны наших партнеров, особенно по вопросу энергоносителей, не видно. На таких условиях ВТО никому в России не нужно. Либо Евросоюз займет более разумную позицию по условиям нашего вступления в ВТО, либо пока все будет идти в вялотекущем варианте. Со стороны европейцев было бы разумно пойти на уступки. Их требования связаны с нашими низкими ценами на газ и электричество. Эти цены у нас постоянно растут, поэтому рано или поздно они будут если не близки к общемировым, то существенно выше, чем сейчас.

Владимир Ильичев, эксперт Центра торговой политики и права

n Ясная и четкая позиция, которую занимает сегодня руководство нашей страны, на мой взгляд, вряд ли заведет переговоры в тупик, скорее напротив. Тем более что так называемая “жесткая позиция” распространяется лишь на неприемлемые и дискриминационные требования, которые выдвигают России партнеры по переговорам. Одним из них является выравнивание цен на газ. Нормы ВТО не предусматривают, что страна-соискатель должна брать на себя какие-либо обязательства по либерализации цен на энергоносители. И, следовательно, никто не вправе требовать этого от России.

Алексей Мордашов, глава холдинга “Северсталь-групп”

n Правильно, что было сделано такое жесткое заявление. Европейское сообщество, как бюрократическая организация, не очень быстро адаптируется к изменяющейся среде. Европейцы все еще относятся к России в рамках присоединения России к ВТО так же, как относились в середине 90-х гг., и не видят, что агентство Moody’s уже присвоило нам инвестиционный рейтинг, что, по прогнозу Goldman Sachs, Россия через 50 лет обгонит Францию и Германию. ЕС упускает исторический шанс – стать главным партнером России, вместо стратегической помощи занимается мелким выторговыванием уступок.

Андрей Кузнецов, проректор ВШЭ, руководитель экспертной группы РСПП по присоединению к ВТО

и реформе таможенной политики

n Может ли Россия продолжать устойчивый экономический рост, подорвав условия конкурентоспособности национальных производителей, будь то сфера услуг или газ? Если ответ “нет”, то переговоры в тупике. Путин понимает, что, имея в руках объективно растущую экономику, нельзя сдать ее в угоду благ глобализации. Заявления Путина и Грефа отражают нашу реально изменяющуюся силу. Цифры платежного и торгового баланса за 9 месяцев нынешнего года показывают, что, не будучи членами ВТО, мы в состоянии обеспечивать продвижение своей продукции на мировые рынки и иметь профицит 52,5 млрд руб. Евросоюз ведет себя неадекватно. Паскаль Лами подтвердил, что лишь по недоразумению то, что происходит в Женеве, называется переговорами, на самом деле это диктат – они диктуют нам цену билета вхождения в ВТО.

Константин Ремчуков, экс-председатель Высшего научного совета компании “Базовый элемент”