Фуэте Нефертити


С начала нынешнего сезона и пресса, и театральные фанаты обсуждают каждый шаг балерины Светланы Захаровой. Согласившись перейти из Мариинского театра в Большой, она не только стала примадонной московской труппы, но и фактически приняла титул "нового лица" русского балета.

На спектакли с участием Захаровой теперь приглашают официальных гостей правительства, ее выступления будут открывать представительские гастроли Большого театра в Париже, запланированные на январь. Тем самым российский статус балерины приведен в соответствие ее мировой известности. Захарова - одна из самых популярных в мире молодых русских звезд, танцующая все ведущие роли на лучших сценах Европы и Америки. На днях к этим ролям прибавилась новая - партия египетской царевны Аспиччии в балете "Дочь фараона", которым Большой готовится удивить публику на своих январских гастролях в Париже.

Спектакль поставлен французским хореографом Пьером Лакоттом по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа. История об английском путешественнике, который спрятался в пирамиде от самума и увидел во сне, что мумия превратилась в прекрасную дочь фараона, а сам он - в египтянина, в свое время служила поводом для пышного придворного шоу. Его участники не столько танцевали, сколько дефилировали в роскошных костюмах и драгоценностях.

Лакотт заполнил сценарий Петипа виртуозными танцевальными комбинациями, составленными из труднейших мелких движений. К дебюту Захаровой и съемкам спектаклей с ее участием он приехал в Москву и сделал редакцию партии - с учетом индивидуальности и феноменальной техники балерины. В результате опыт театральной стилизации превратился в живой и трогательный спектакль.

Захарова выписала танцевальные иероглифы Лакотта каллиграфически четко и артистично, побудив сравнить их с колоратурными пассажами, посредством которых изъявляют свои страсти античные богини и жрицы в операх бельканто. Вместо победительного напора примадонны, с которым связаны расхожие представления о сценических манерах звезд, Захарова подчеркнула аристократизм петербургского стиля. Высокая, тонкая, она превращала танец в завораживающую вязь линий, напоминавших то знаменитый абрис Нефертити, то изображения египетских красавиц в струящихся одеждах, то орнаменты из диковинных цветов на вьющихся стеблях. Ее царевна выглядела романтической героиней, а сама балерина С многообещающей актрисой, умеющей пластически передать оттенки любовного трепета, страхов и сомнений.

Иными словами, Светлана Захарова продемонстрировала ту самую подлинность утонченной культуры императорского балета, которую и искал Лакотт. Эта культура в сплаве с московской эмоциональностью обеспечивала Большому театру творческие прорывы на протяжении всего ХХ в. С от манифестов Марины Семеновой и психологических открытий Галины Улановой до изысканной стилистики Людмилы Семеняки, которая сейчас работает с Захаровой как педагог-репетитор.

В роли лорда-путешественника выступил Сергей Филин, один из лучших премьеров Большого, соединяющий безупречную виртуозность и невычурный аристократизм с рыцарственностью истинно мужского танца. В "Дочери фараона" его персонаж добавляет к этим качествам непосредственность озорного подростка, дорвавшегося до приключений в сказочном зазеркалье. А в сценах с Аспиччией предстает джентльменом, чья учтивость помогает ему найти общий язык и с египетскими царями, и с французским хореографом, и с петербургской балериной.