КАЛИНИНГРАД: Не будем упрощать


На ближайшем заседании правительство России рассмотрит проблему Калининграда, где планируется обкатать сверхзадачу для всей страны - технологию удвоения ВВП. Можно ли совместить ускорение роста с углублением реформ - не очевидно. Зато понятно другое: если модель развития региона останется принципиально прежней, рассчитывать на его экономический прорыв, да и просто на устойчивое положение внутри территории ЕС, бессмысленно.

Несмотря на наличие Федеральной программы развития области до 2010 г. и закона 1996 г. об Особой экономической зоне (ОЭЗ) , реальная политика в отношении Калининграда у центра отсутствует. Исправить эту ситуацию власти пытаются еще с ельцинских времен. Но проработка вопроса традиционно ведется в одном и том же ключе - в привязке к региональным заявкам на очередные преференции и ассигнования, обсчитанным областью либо самостоятельно, либо через МЭРТ. При этом никто толком не оценивал макроэкономических последствий принимаемых решений - как они влияют на стабильность развития самого региона, на его налогово-валютную отдачу для страны, на сопоставимость этой отдачи с затратами на его поддержку.

Вот и на этот раз подход к развитию Калининграда, предлагаемый рабочей группой замруководителя президентской администрации Игоря Шувалова, похоже, заведомо упрощен. Никто не задается вопросом: почему областная экономика растет (в среднем на 10% в год) , а ее налоговая отдача падает (по оценкам, она уже сегодня ниже среднероссийской на 7 процентных пунктов валового продукта)? Или почему при стремительном подъеме, зональных льготах и вполне приличном инвестиционном климате (по всем рейтингам, он никак не хуже общероссийского) область практически не привлекает прямых иностранных инвестиций ($5 - 7 млн в год - это не сумма)? И исходя из каких критериев центр планирует снижение налогов для территории, где теневая активность доходит до 60 - 90% ВРП, уровень жизни фактически выше среднероссийского (в отличие от большинства субъектов Федерации Калининград имеет положительное сальдо миграции населения) , а уровень МРОТ уже и официально выше?

Опираясь на выкладки обладминистрации, федеральные эксперты считают, что калининградская ОЭЗ обходится стране в мизерную сумму (8 млрд руб. в год) , едва покрывающую издержки эксклавности-анклавности региона. Однако это представление о цене вопроса очень далеко от реальности.

В реальности российские власти утратили контроль над экономической ситуацией в регионе еще 10 лет назад, когда фактически вывели его за пределы национального таможенного пространства, предоставив эксклюзивное право на свободную торговлю (режим ОЭЗ). С этого момента и местный бизнес, и областное руководство, и сам центр стали заложниками искаженных правил игры, лишивших калининградскую экономику нормальных макрорегуляторов.

Во-первых, эксклюзивный характер зональных льгот создал нездоровую рыночную среду. Местный бизнес попал в глубокую зависимость от искусственных монопольных привилегий, в дальнейшем лишь усиленную другими квазирыночными стимуляторами - ценовым субсидированием областных грузоперевозок (по оценке МПС, не менее 7 млрд руб. в год) и общероссийским занижением цен на топливо и энергию (особые дотационные выигрыши из-за удаленности от большой России). Это затормозило экономическую модернизацию настолько, что сегодня Калининград не готов к выравниванию конкурентных условий даже с соседями по Северо-Западу, не говоря уже о глобализированном европейском рынке.

Во-вторых, здесь сложилась убыточная модель роста. Имея узкий внутренний рынок, область вынуждена опираться на внешний спрос. Но вместо экспортных поставок в соседнюю Европу экономика на добрую половину вовлечена в наращивание беспошлинного импорта и его продвижение в Россию при мизерной доработке (сборка-склейка-упаковка). Массовые рублевые поставки из ОЭЗ (от мясных консервов и телевизоров до автомобилей) считаются импортозамещением, но фактически регион лишь опосредует облегченный вход зарубежных товаров на рынки всей страны, зарабатывая на отсутствии таможенных платежей. Это сопровождается теневизацией доходов и ростом доли продукции с минимальной добавленной стоимостью. В итоге при любом расширении производства налоговая отдача экономики сокращается (в том числе и в бюджет России) , а бюджетный дефицит области (383 млн руб. в 2003 г. , 500 млн - по плану 2004 г. ) - увеличивается. Это означает, что и старые, и будущие долги региона безнадежны, а его дотационная зависимость (сейчас - уже на 38% ) будет лишь расти. И власти всех уровней здесь объективно бессильны!

В-третьих, экономика области поставлена в условия мягких бюджетных ограничений, т. е. отсутствия каких-либо механизмов самобалансировки. Чем шире рублевые поставки из ОЭЗ в Россию, тем больше валюты тратит регион на оплату импортных комплектующих. И поскольку импорт растет здесь быстрее производства и в астрономических объемах ($1 - 1,7 млрд в год, или 100 - 130% ВРП) , а экспорт хронически стагнирует на несопоставимо низкой отметке (20 - 25% ВРП без учета российского транзита) , то внешнеторговый дефицит также неограниченно растет. В 2002 г. он составил $1,1 млрд, или почти 90% ВРП, - и это не предел. А в США, например, сегодняшний 5% -ный дефицит уже считается угрожающим.

В условиях рынка ни одна территория не смогла бы выжить при таком подрыве платежеспособности. И имей Калининград суверенные права, он попал бы под сокрушительный дефолт. Но сегодня его сверхвысокие риски купирует центр, наращивая прямые валютные потери. Уже сейчас они составляют не менее 10% чистого притока в страну инвалюты - и, если экономика области будет продолжать расти, а экспортные доходы России начнут уменьшаться, эта возрастающая нагрузка на платежный баланс может стать проблемой.

В свете нынешнего подъема любые критические оценки областной ситуации выглядят как ее очернение. Но загвоздка не в имидже региона в глазах центра и Запада, а в его принципиальной неконкурентоспособности. В то время как соседние страны Балтии интенсивно реформируются, Калининград продолжает все больше и больше зависеть от федеральных преференций. И если они хотя бы частично ослабнут (из-за падения мировых цен на нефть, или повышения внутрироссийских энерготарифов, или подготовки России к вступлению в ВТО) , экономика встанет на всем ходу. Понимая это, местный бизнес спешно пытается добиться гарантированных масштабов льгот на будущее. Но понимают ли те, кто готовит федеральные решения, что сегодня любое расширение льгот будет автоматически удерживать область в режиме импортного посредничества, обрекая ее на дальнейший рост обоих дефицитов, а страну - на дальнейшие валютно-бюджетные потери?

Если установка на высокие темпы является главной, то группе Шувалова и правительству можно не беспокоиться. В ближайшие годы Польша и Литва и другие транзитные экономики Европы начнут широко использовать территорию ОЭЗ для экспортной экспансии в Россию. В итоге регион будет инерционно наращивать ВРП, подтягивая его среднедушевой объем (ныне - $4300, при расчете ППС по последней версии Евростата) к европейским уровням.

Однако надо осознавать: ускоренный рост на базе искусственных стимуляторов и здоровое устойчивое развитие на рыночных принципах - не одно и то же. При нынешней модели роста даже удвоение ВРП не сможет застраховать регион от угрозы внезапной дестабилизации, тем паче от растущего расхождения с Европой по качественным параметрам - уровню производительности труда, модели энергопотребления, структуре производства и т. п. Высокие темпы лишь усилят эту асимметрию в развитии и тем самым предельно осложнят решение основной задачи - успешно вписать калининградскую экономику в европейское окружение.

Для реальной безопасности Калининграду нужна совсем иная политика, нацеленная не на темпы, а на качество роста. Ответственный подход состоит в том, чтобы воздержаться от бесперспективных решений, разгоняющих движение областной экономики по порочному кругу, и начать думать о новых методах ее поддержки, позволяющих мягко, но однозначно сменить ориентацию - с обслуживания импорта для России к созданию экспорта для Европы.

Автор - руководитель Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН