Прикрытие для олигархов


Владимир Потанин предложил олигархам объединиться с профсоюзами малого и среднего бизнеса. Кремль одобрил слияние, и новая структура может появиться уже этой весной. Эксперты и коллеги Потанина полагают, что он пытается уберечь РСПП от политических рисков.

Идею объединения предпринимательских союзов - РСПП, "Деловой России" и "ОПОРы" - президент холдинга "Интеррос" Владимир Потанин изложил в письме президенту РСПП Аркадию Вольскому. "Набирающие силу [. .. ] процессы консолидации ставят задачу [. .. ] объединения всех слоев отечественных предпринимателей", - обосновал свое предложение олигарх.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) был учрежден в 1991 г. Спустя 10 лет он превратился в лоббистскую структуру олигархов. Среди его лидеров - руководители крупнейших российских финансово-промышленных групп. "Деловая Россия", созданная в 2001 г. , изначально задумывалась как "приложение" к РСПП. В администрации президента сочли, что ДР может ориентироваться на средний бизнес и стать противовесом РСПП. Не обошлось без участия Кремля и при создании "ОПОРы России", объединившей представителей малого бизнеса. В администрации президента рассматривали союз как недостающий элемент в концепции объединения бизнеса в "три колонны". Представители всех трех объединений вошли в состав объединенной комиссии по корпоративной этике, в состав правления РСПП входят представители среднего и малого бизнеса, а член бюро РСПП Борис Титов в прошлом году стал сопредседателем "Деловой России".

Идея Потанина была сразу принята на ура. Президент РСПП Аркадий Вольский сообщил, что письмо уже разослано другим членам бюро правления союза, 11 февраля этот вопрос рассмотрит бюро, а уже 19 февраля - правление союза. "Нам делить нечего, нам нельзя делить экономику", - прокомментировал "Ведомостям" идею объединения Аркадий Вольский.

Поддержали предложение главы "Интерроса" и руководители "Деловой России" и "ОПОРы". "Организации бизнеса давно двигались навстречу друг другу", - говорит сопредседатель "Деловой России" Сергей Генералов. Другой сопредседатель движения, Евгений Юрьев, полагает, что, объединившись, бизнесу будет легче решать "общенациональные задачи, поставленные президентом", например помогать власти удваивать ВВП. "Перспективу объединения надо обсудить, но моя позиция в том, что бизнес должен быть максимально консолидированным", - соглашается с представителями крупного и среднего бизнеса руководитель "ОПОРы" Сергей Борисов.

Как должна выглядеть новая структура и кто ею будет руководить, бизнесмены пока не знают. Вольский говорит, что для начала на базе трех организаций может появиться координирующий орган, в руководящий состав которого войдут представители и крупного, и среднего, и малого бизнеса. "Мы не хотим посягать на чью-то независимость", - объясняет свою логику президент РСПП.

Создание единого профсоюза бизнесменов уже согласовано в Кремле. По словам источника в администрации президента, "Потанин обсуждал эту тему на высоком уровне и с ним согласились". Правда, в администрации считают, что в новой организации интересы малого и среднего бизнеса должны превалировать. "РСПП теряет прежние позиции, да и олигархом быть сегодня не модно", - считает сотрудник администрации. Источник в РСПП говорит, что миссия Потанина объясняется его близостью к Кремлю. "Зная о его хороших отношениях с Кремлем, можно предположить, что он пытается снять с олигархического РСПП определенные [политические] риски", - говорит источник. Алексей Макаркин из Центра политических технологий полагает, что прежде всего создание единой бизнес-ассоциации продиктовано политическими мотивами. Объединение задумано для спасения РСПП, позиции которого сильно пошатнулись после дела "ЮКОСа", говорит аналитик. По его мнению, новому объединению предстоит решить две задачи: изменить имидж бизнесменов и восстановить диалог с властью.

Сами бизнесмены по-разному оценивают перспективы слияния. Член бюро правления РСПП Каха Бендукидзе сказал "Ведомостям", что ему до последнего времени ничего не было известно об идее Потанина, но он приветствует будущее слияние. По его мнению, разделение бизнеса "на три колонны" довольно условно. "Необходимо сгладить надуманное противоречие между большим и малым бизнесом", - соглашается другой член бюро, Олег Киселев. А источник в "ОПОРе России" опасается, что "большим" и "маленьким" будет сложно найти общий язык. "У нас есть тенденции к монополизации экономики и неправовым способам захвата рынка крупными компаниями, - говорит источник. - Как малый и крупный бизнес смогут найти точку соприкосновения в этом вопросе? "