ГЛОБАЛИСТ: Законы и законники


В каждом обществе должен верховенствовать закон. Но не законники. В своем преклонении перед законом США являют собой как пример, так и предостережение для других стран.

В России, когда говорят о законности, имеют в виду в основном защиту прав собственности. Первоочередная необходимость для частного бизнеса - обеспечить право собственности, ведь без нее компании не смогут брать кредиты (нечего будет предложить в качестве их обеспечения) , а инвесторы не будут покупать компании, потому что не будут уверены в том, что права собственности защищены от посягательств государства и частных собственников. В России это большая проблема, потому что после распада СССР значительные куски госсобственности отошли в частные руки в условиях правового вакуума. Это, без сомнения, станет одним из главных вопросов предстоящего процесса по делу Михаила Ходорковского.

В США права собственности хорошо защищены, но порой закон используется для агрессивного "наезда" на бизнес путем привлечения производителей к ответственности за качество их продукции. Самый яркий пример здесь - когда в 1998 г. американские табачные компании согласились заплатить $246 млрд в виде возмещения ущерба, который системы здравоохранения штатов понесли из-за болезней курильщиков. Так, закон используется для взимания своеобразного налога на собственность (выбить из бизнеса такие деньги политическим путем никогда бы не удалось). Делается это путем применения отвратительного принципа обратной силы закона (т. е. наказания за действия, которые во время их совершения были законными) , путем превращения покупателей из людей, активно выбирающих продукцию, в пассивных жертв и некритичного отношения к спекулянтам от науки, на чьих "исследованиях" основаны многие требования о возмещении ущерба.

Все это стало возможным благодаря двум факторам. Первый - это возможность подачи классового иска, когда претензии многих истцов объединяются в один иск. Распространив возможность подачи классовых исков на случаи, когда истцу нанесен личный вред, американские власти спровоцировали волну подобных исков. Адвокаты могут посчитать, сколько людей купило бракованный продукт, и подать классовый иск от их имени - независимо от их согласия или реально понесенного ущерба. В 1999 г. Toshiba согласилась заплатить $2,1 млрд после обнаружения дефекта в 5 млн популярных ноутбуков. Между тем большинство пользователей даже не заметили этого дефекта.

Второй фактор. Адвокатам разрешено получать плату не в виде комиссионных, а в виде доли от той суммы, которую им удалось отсудить для своих клиентов у ответчика. Это заставляет их вести тяжбу от имени как можно большего числа клиентов, чтобы увеличить сумму компенсации. В табачном деле адвокаты истцов, как говорят, получили более $20 млрд; в результате в Америке появилось еще несколько легальных миллиардеров.

Привлечение производителей к ответственности за качество их продукции нередко является результатом договоренности между частными юридическими фирмами и прокурорами, которые ради известности и избрания в дальнейшем на политические посты готовы вести громкие дела. России стоит брать пример с Америки в части верховенства закона, но не позволять верховодить законникам.

Автор - член палаты лордов британского парламента; генеральный советник-консультант Российской ассоциации по защите прав инвесторов