Украина получит все


Проект создания Единого экономического пространства был одобрен в феврале 2003 г. президентами России, Белоруссии, Украины и Казахстана. В сентябре прошлого года Владимир Путин, Александр Лукашенко, Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев утвердили концепцию ЕЭП, согласно которой на его территории должна быть обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. По замыслу основателей ЕЭП это должно ускорить экономический рост в странах “четверки”. Всего в основу ЕЭП запланировано положить 61 соглашение.

В распоряжении “Ведомостей” оказался согласованный переговорщиками четырех стран перечень из 29 “первоочередных” соглашений. Это, в частности, соглашения о правилах применения тарифных квот, об упрощении порядка таможенного оформления и контроля на внутренних границах, о единых условиях транзита через ЕЭП, о правилах определения страны происхождения товаров из третьих стран. Шорт-лист предполагается вынести на саммит лидеров “четверки”, который пройдет 15 сентября в Астане. По словам источника в Минпромэнерго, в случае подписания перечня проекты соглашений должны быть разработаны к январю 2005 г., а подписаны и ратифицированы – до конца года.

Директор департамента международного сотрудничества Минпромэнерго Дмитрий Сухопаров вчера на пресс-конференции заявил, что все 29 соглашений будут быстро ратифицированы четырьмя странами. При этом он признал, что сама идея шорт-листа принадлежит Украине, которая настаивала на скорейшем создании зоны свободной торговли в рамках ЕЭП. Россия же изначально предлагала подписать 61 соглашение единым пакетом (“книгой”) по образцу Римской декларации 1957 г., учредившей Европейское сообщество.

“Когда мы предлагали [поскорее] подписать эти соглашения, мы руководствовались прежде всего собственными интересами”, – подтверждает сотрудник пресс-службы Минэкономики Украины. Владимир Терещенко из украинской Ассоциации предприятий черной металлургии напоминает, что “более трети экспорта [Украины] сейчас составляет продукция предприятий черной металлургии” и создание зоны свободной торговли “прежде всего поможет украинским металлургам увеличить объемы экспорта на $65–70 млн в год.

Сухопаров воздержался от прогнозов, когда ЕЭП заработает в полном объеме, – в шорт-лист не вошли, например, соглашения о свободном перемещении капитала и рабочей силы. “В Европе интеграционные процессы шли более 30 лет”, – отметил чиновник.

Чиновник Минэкономразвития напоминает, что переход России с 1 января 2005 г. на взимание НДС по стране назначения при экспорте нефти и газа пополнит бюджет Украины на $800 млн. Без этого украинские власти грозились вообще выйти из ЕЭП. Однако собеседник “Ведомостей” не считает, что Россия, соглашаясь теперь по просьбе украинцев на создание зоны свободной торговли, жертвует своими интересами. По его мнению, содержание соглашений “наверняка пойдет на пользу [России]”. “Например, единые правила транзита через ЕЭП должны окончательно решить проблемы с транспортировкой газа через Белоруссию, – рассуждает чиновник Минэкономразвития, – а единые правила определения страны происхождения товаров – минимизировать ущерб от таможенных схем”. Правда, оценку возможных выгод России от участия в ЕЭП, по информации источников в Минэкономразвития и Минпромэнерго, правительство не проводило. “Все и так понимают, что это выгодно”, – пояснил чиновник министерства Германа Грефа.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов рассказал, что такие расчеты сейчас пытаются провести думские эксперты. Предварительная оценка, по словам депутата, “подтверждает выгодность ЕЭП для российских предприятий несырьевых отраслей, которые смогут кооперироваться с украинскими”. “Ратификация [29 соглашений] пройдет быстрее обычного”, – заранее уверен Драганов.

По словам зампреда комитета по промышленной политике Верховной рады Украины Владимира Демехина, большая часть украинских депутатов в отношении ратификации любых соглашений по ЕЭП также “настроена положительно”.