Отпор поставщикам


Закупочный альянс “Перекрестка” и “Копейки” был создан в апреле 2004 г. Как стало известно “Ведомостям”, летом к этому союзу присоединилась питерская сеть гипермаркетов “Лента”. Председатель правления “Ленты” Олег Жеребцов рассказал, что альянс сетей основан на трех принципах: “Во-первых, мы поставили условие крупным производителям отказаться от дистрибьюторского звена. Во-вторых, мы будем требовать снижения закупочных цен по отдельным товарам. В-третьих, будем делиться друг с другом информацией о ценах, скидках, бонусах и т. п. Если для одной из сетей некий поставщик установил минимальные цены, то мы потребуем таких же цен для двух других участников союза”. Гендиректор “Перекрестка” Александр Косьяненко и гендиректор “Копейки” Сергей Ломакин подтвердили вступление “Ленты” в свой альянс. “От вхождения нового участника мы ждем увеличения мощи закупочного союза”, – отметил Ломакин. “Совокупный оборот трех сетей в следующем году приблизится к $2 млрд, что позволит диктовать условия поставщикам”, – добавляет Жеребцов.

Сотрудничество уже принесло плоды. Недавно сети восстановили отношения с питерским производителем соусов и соков – “Балтимором”, продукция которого исчезла с полок “Перекрестка” и “Копейки” в апреле после отказа работать с сетями напрямую. Председатель совета директоров “Балтимора” Алексей Антипов через пресс-секретаря передал, что вчера они “осуществили первую поставку своей продукции в магазины “Перекресток”, до конца недели возобновятся поставки в “Копейку”. “Балтимор” согласился работать напрямую при условии самовывоза продукции ритейлорами, добавляет менеджер по связям с общественностью “Балтимора” Наталья Чаптыкова. Олег Жеребцов подчеркнул, что новые условия работы с “Балтимором” позволят им снизить цены закупки более чем на 10%.

Сейчас, по его словам, ведутся аналогичные переговоры с украинской компанией Nemiroff. Вчера альянс направил руководству Nemiroff письмо с требованием отказаться от работы через дистрибьюторов. В противном случае с 15 сентября ее продукция не будет представлена ни в “Перекрестке”, ни в “Копейке”, ни в “Ленте”. “Мы рассчитываем на снижение цен на 5–15%”, – пояснил Жеребцов. “К нам до сих пор никто не обращался ни с какими претензиями, – сообщила пресс-секретарь Nemiroff Наталья Коновалова. – Поэтому мы не будем комментировать претензии новоявленного союза, которые узнаем от прессы”.

Жеребцов сообщил, что “сейчас в поле зрения альянса 5–7 компаний”, среди которых “Коркунов”, “Кампомос”, Procter & Gamble. Юрий Яковчик, гендиректор “Патэрсона”, считает, что создание закупочных союзов – перспективный инструмент работы с поставщиками, но любому союзу необходима четкая организация – созданы рабочие органы, избран председатель, прописаны полномочия.

В 2001 г. “Перекресток” и “Копейка” совместно с “Дикси” и “Седьмым континентом” уже участвовали в закупочном союзе “Российский розничный альянс”, целью которого было добиться от поставщиков скидок, сопоставимых с теми, которые они предоставляли для Metro Cash & Carry. По словам участников рынка, особых успехов союз тогда не добился. Аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов считает, что в этот раз “Перекресток” учел прежний опыт и, по крайней мере, не пригласил в союз прямых конкурентов.