“Евросеть” шагнула за границу


Вчера руководство “Евросети” объявило о скором выходе компании на Украину. По словам совладельца и управляющего “Евросети” Евгения Чичваркина, киевский офис “Евросети” откроется уже в ближайшие дни. “Масштабной экспансии не будет, но нам интересно изучить рынок”, – говорит он.

До конца 2005 г. “Евросеть” намерена открыть в крупнейших городах Украины примерно 50 салонов связи и вложить в них около $2 млн. При этом, как пояснил “Ведомостям” президент “Евросети” Элдар Разроев, все салоны будут созданы самой “Евросетью”. По его словам, уже намечен выход и в другую страну СНГ, но окончательная договоренность с партнерами еще не достигнута.

Конкуренты “Евросети” сомневаются в привлекательности бизнеса за пределами России. Группа компаний DIXIS уже работала на Украине, но три года спустя свернула там свой бизнес. “Наш украинский филиал занимался оптовой торговлей оборудованием и не вел розничных продаж, – рассказала “Ведомостям” руководитель службы по связям с общественностью DIXIS Татьяна Москалева. – Но в мае 2004 г. его решили закрыть. Связано это было в основном со спецификой ведения бизнеса на Украине”.

Ведущий аналитик исследовательской компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что DIXIS могла разочароваться небольшими доходами украинского рынка. В этом году, считает он, на Украине будет продано всего 2–2,5 млн сотовых трубок, тогда как в России – почти в 10 раз больше. К тому же телефоны на Украину в большинстве случаев поставляются производителями не напрямую, а через Россию. В результате, говорит Муртазин, украинским оптовикам реже, чем российским, удается добиваться скидок от вендоров. Другой эксперт рынка связывает неудачи DIXIS на Украине с возможными проблемами на таможне и с давлением местных властей.

Коллеги "Евросети" и DIXIS за пределы России пока не торопятся. "В ближайшей перспективе выход на рынки СНГ нас не интересует, для нас главное – обеспечить полноценный охват России", – говорит руководитель отдела по связям с общественностью компании “МАКСУС” (сеть салонов сотовой связи “Связной”) Анна Свердлова. А PR-менеджер компании “Техмаркет” Оксана Хрусталь добавляет, что “многие российские регионы являются гораздо более перспективными”, чем ближнее зарубежье. Выход “Евросети” на украинский рынок, по ее мнению, скорее имиджевый шаг, дающий компании право называться “международной”. Вдобавок это позволит повысить стоимость “Евросети” в случае, если нынешние владельцы компании решат выставить ее акции на продажу, отмечает Эльдар Муртазин. В самой “Евросети” лишь добавляют оснований для слухов о возможной продаже: как заявил вчера Элдар Разроев, уже до конца года финансовая отчетность компании будет переведена в международные стандарты. По словам Чичваркина, “Евросеть” рассчитывает на повышение инвестиционной привлекательности, однако “прямых планов проведения IPO у компании пока нет”.

Несмотря на отсутствие на Украине крупных дилерских сетей, “Евросеть” все же может столкнуться с конкуренцией. По словам представителя пресс-службы украинского Министерства транспорта и связи, контрактами и мобильными телефонами на Украине сегодня торгуют более 5640 компаний. Активно занимаются этим и сами сотовые операторы – например, “Украинская мобильная связь” (UMC), подконтрольная российской МТС. В UMC вчера не смогли прокомментировать выход “Евросети” на украинский рынок.

Впрочем, по мнению эксперта украинской консалтинговой компании Mainstream Consulting Владимира Кудаса, российской компании не стоит опускать руки: ведь местный рынок еще практически не освоен. “В стране множество маленьких магазинчиков и точек по продаже мобильных телефонов и контрактов, но магазинов с приличным выбором и сервисом на весь Киев всего около 50”, – заявил Кудас “Ведомостям”. Он не сомневается, что “Евросеть” сможет стать серьезным игроком на Украине и займет не менее 6–7% местного рынка.