ФОНДОВЫЙ РЫНОК: Исцелим себя сами


На прошедшем заседании правительства обсуждался вопрос о низкой доходности пенсионных накоплений в рамках пенсионной реформы. Оценивая проблему в более широком аспекте, премьер-министр Фрадков вдруг пришел к выводу, что на самом деле российский рынок капитала не является собственно рынком капитала. Иначе говоря, торговые площадки представляют собой базары, на которых иногда удается привлечь какой-то капитал. Являются ли они подходящим местом для размещения сбережений, включая пенсионные накопления, российских граждан?

С 1999 г. на российском фондовом рынке было осуществлено всего четыре IPO, в результате которых удалось привлечь лишь $230 млн. Российский рынок корпоративных облигаций развивался “успешнее” и привлек почти $10 млрд для десятков компаний. Но при этом оба показателя значительно ниже тех сумм, которые привлекает горстка компаний на зарубежных рынках, выпуская депозитарные расписки и евробонды. В то время как номинальный ВВП России вырос за этот период с $196 млрд до $560 млрд, денежный мультипликатор – соотношение денежных средств, произведенных финансовой системой, и средств, предоставленных Банком России, – изменился очень незначительно и колеблется в пределах 2,3–2,8 (для развитых рынков этот показатель в три раза выше).

Практика показывает, что если российские компании заинтересованы в реальном бизнесе – привлечении капитала, то они обращаются за этим в Лондон или Нью-Йорк. Должен ли россиян интересовать вопрос об источниках финансирования российских компаний? Ответ – да.

Для страны, в которой удвоение ВВП к 2010 г. – не только политическая цель, но и реальная насущная необходимость, имеет принципиальное значение различие между сегодняшним рынком, больше похожим на фондовое казино, и надежным механизмом, который обеспечил бы уверенный рост и благосостояние.

Если Россия сможет создать сильный фондовый рынок, то не только компании смогут привлечь больше дешевых денег, но и рядовые вкладчики, заинтересованные в сбережении средств и росте пенсионных накоплений, выиграют от более широкого выбора инвестиционных инструментов. То есть обычные граждане смогут получать больший доход по своим сбережениям и делать это с меньшими рисками.

Для достижения этой цели г-н Фрадков призвал к созданию “плана действий по развитию финансовых рынков”. При этом, возможно, осталось незамеченным то, что приоритеты политики ФСФР, возглавляемой одним из самых способных государственных чиновников, вполне разумны и адекватны. Они, в частности, предусматривают упрощение порядка выпуска дополнительных акций, создание единого центрального депозитария и улучшение практики корпоративного управления. Показатели успешного развития – повышение капитализации рынка по отношению к ВВП, увеличение числа эмитентов, рост вложений в пенсионные фонды под управлением частных компаний, увеличение числа пайщиков в ПИФах – в случае их достижения станут не менее важным свидетельством жизнеспособности рынка, чем преодоление последствий кризиса 1998 г.

Если понятие социальной ответственности бизнеса хоть что-нибудь значит для лидеров финансового сообщества, то они сами могут в лучших традициях ведущих фондовых рынков мира сделать немало для улучшения перспектив развития своей отрасли. Они реформируют себя сами.

Конструктивные инициативы вполне осуществимы небольшой группой собственников-управленцев и ведущих менеджеров наиболее влиятельных российских инвестиционных компаний. Совместными усилиями, с помощью регулирующих органов и СМИ, они могут и должны сделать следующее:

1. Регулирование инвестиционного бэнкинга, торговли ценными бумагами и управления активами должно финансироваться в основном самими участниками рынка. Российское правительство не собирается платить за хорошее регулирование; есть ли хоть один пример хорошего регулирования у этого удушающего спрута – российской бюрократии?

К счастью, ориентированная на рынок финансовая отрасль росла и непременно будет расти многократно быстрее, чем ВВП. И она может расти еще быстрее при условии хорошего регулирования, по мере того как на укрепляющиеся рынки будут приходить новые эмитенты, инвесторы, продукты и услуги. Подобно инвестициям в хорошие исследования или маркетинг инвестиции в регулирование каждый участник рынка должен считать необходимым условием обеспечения конкурентоспособности.

2. Биржи через процедуры листинга и надзорные функции могут сыграть важную роль в создании упорядоченных, честных и прозрачных рынков. Все сделки должны регистрироваться полностью и своевременно. При том что эти вопросы частично оговорены в новых “Правилах биржевой торговли” и “Дополнениях к положению о раскрытии информации”, руководители ведущих российских бирж, активно поддерживаемые участниками рынка, должны первыми вступить в борьбу с использованием инсайдерской информации и другими способами манипулирования рынком. Наивно полагать, что исключительная волатильность рынка, которую мы наблюдаем в моменты непосредственно перед опубликованием пресс-релизов и утечек информации, не связана с неэтичным поведением. Создание единого стандарта прозрачности и раскрытия информации на всех стадиях прохождения сделок значительно притормозит подогреваемое конкурентной борьбой падение этических принципов.

3. Третейские суды и другие формы внесудебной практики должны развиваться как главный механизм установления более высоких стандартов. Третейские суды, состоящие из представителей регулирующего органа, СРО и бирж, могут сыграть важную роль в пресечении некорректного поведения и наказании нарушителей путем наложения санкций, соразмерных нарушению, и публичного объявления о наказании. Необходимо воспитывать на примерах и создавать прецеденты достойного поведения.

4. Участникам рынка, коллективно и индивидуально, следует внедрять практику публичного обязательства соблюдать этические нормы. Откат, взятки, подкуп, “творческая” отчетность по клиентским счетам, прикарманивание заказов и использование инсайдерской информации – обычные явления на российских финансовых рынках – это ножи в спину будущего отрасли, скрытый налог для огромного числа акционеров и вкладчиков и позор для всякого, кто считает себя профессиональным участником индустрии.

Проблема незначительных доходов по пенсионным сбережениям в России обнаруживает не только возможности, упущенные из-за отсутствия сильного фондового рынка, но и опасность, подстерегающую все общество, на которое будет ложиться дополнительная нагрузка в связи со старением населения. У лидеров рынка есть шанс внести огромный вклад в развитие общества. Можно возразить, что при отсутствии правового регулирования, развитой банковской системы, а также культуры капиталовложений и предпринимательства Россия не сможет создать собственные успешно развивающиеся рынки капитала. Однако даже в более сложных условиях 1990-х гг. инвестиционное сообщество сформировало инфраструктуру, включающую эффективные СРО, которых было достаточно для развития торговли ценными бумагами. Как заметила Маргарет Мид: “Никогда не сомневайтесь, что небольшая группа умных, преданных своему делу людей может изменить мир. В истории всегда только так и было”.

Давайте попробуем.