Теперь всерьез


“Рост цены на нефть с $40 до $50 [за баррель] значит гораздо больше, чем с $30 до $40”, – говорит экономист Goldman Sachs в Гонконге Сун-Бэ Ким. Goldman Sachs понизил прогнозы роста ВВП почти для всех азиатских стран. Экономика Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура, по расчетам инвестбанка, вырастет в 2004 г. лишь на 4,2% против ранее прогнозировавшихся 6%.

В США нефтяной шок приведет к сокращению рабочих мест, росту цен на проезд на транспорте и сокращению потребления. Американская экономика стала расти медленнее еще до последнего скачка цен. Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн назвал это лишь “заминкой” в восстановлении роста из-за цен на нефть. Но цены продолжают расти, и заминка может оказаться более продолжительной и серьезной, чем предполагалось.

“От этого [роста цен на нефть] зависит, вырастет или упадет уровень безработицы [в США]”, – говорит экономист Калифорнийского университета Джеймс Хэмилтон. В мае, когда нефть стоила $40, он не считал, что рост цен сильно скажется на экономике США. Но накаление обстановки на Ближнем Востоке увеличивает вероятность новых потрясений, а значит, и роста цен на нефть.

Непосильные расходы на топливо уже заставляют американские организации увольнять сотрудников. По словам директора бесплатной больницы Heywood в штате Массачусетс Дэниэла Моуна, эти расходы удвоились с 2000 г. и в 2004 г. больница заплатит за энергоснабжение на $100 000 больше заложенного в бюджете.

Рост цен на нефть, в сочетании с замедлением китайской экономики, ударит и по американским экспортерам. По прогнозам аналитиков исследовательского центра Manu-facturers Alliance/MAPI, в III квартале объем экспорта вырастет на 15%, а ко II кварталу 2006 г. прирост замедлится до 8%. Усилится и конкуренция со стороны импортеров, которые из-за замедления роста мировой экономики усилят борьбу за американский рынок.

По поводу роста цен беспокоятся и в других частях света, прежде всего в странах Азии с развитой промышленностью – им топливо необходимо для увеличения производства и наращивания экспорта в США. В Южной Корее рост экспорта в августе был самым низким за последние девять месяцев. Япония тоже разочаровала аналитиков: экономический рост во II квартале снизился до 1,3% по сравнению с 6,4% в I квартале.

Но пока мало кто опасается, что рост цен приведет к глобальному экономическому спаду. С учетом инфляции цены на нефть еще не достигли уровней кризиса 1970-х. А с тех пор развитые страны научились гораздо более экономно расходовать топливо.

Зато радоваться могут Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Кувейт, Нигерия, Венесуэла и Иран – крупнейшие экспортеры нефти. По данным Standard & Poor’s, саудовский фондовый рынок с января 2003 г. вырос на 116% в долларовом эквиваленте, Норвегии – на 78%, России – на 75%, Мексики – на 74%, Кувейта – на 155%, ОАЭ – на 93%. Теперь, отмечает экономист Morgan Stanley в Лондоне Ребекка Маккафрин, для мировой торговли будет иметь большое значение то, как экспортеры будут “тратить свои нефтедоллары”. Так, отдельные рынки в странах – потребителях нефти могут также выиграть от роста цен. Например, граждане стран – экспортеров нефти активно скупают недвижимость в США, Великобритании и Испании. (WSJ, 29–30.09.2004, Кирилл Корюкин, Николай Борисов)