Пустите инвесторов в Volkswagen


Вчера Еврокомиссия подала иск в Европейский суд к правительству Германии с требованием отменить законодательные ограничения по покупке акций Volkswagen. Этот закон был принят еще в 1960 г. Он гласит, что ни один акционер не может владеть более 20% голосующих акций компании. А для принятия важных решений необходимо согласие акционеров, имеющих 80% акций. Фактически это защищает VW от любой попытки враждебного поглощения. Еврокомиссия считает, что это правило нарушает принципы свободного рынка. “На едином европейском рынке люди и компании должны иметь возможность инвестировать туда, куда они хотят, не встречая искусственных препятствий”, – заявил пресс-секретарь комиссара по внутреннему рынку Фрица Болькештайна Джонатан Тодд.

Немецкие компании традиционно были связаны друг с другом перекрестным владением акций, когда крупные пакеты акций в компании принадлежат бизнес-партнерам или банкам-кредиторам. “Предпринимаемые иностранными инвесторами попытки поглощений в Германии наталкиваются на мощное сопротивление, – говорит Катинка Барыш, ведущий экономист лондонского исследовательского Центра европейских реформ. – Хотя VW фактически является глобальной компанией, Германия не хочет отдавать ее, как и другие свои глобальные компании, в руки иностранцев”.

Между тем отмена ограничений для акционеров VW могла бы повысить эффективность компании. Под давлением политиков и профсоюзов VW недавно пришлось отменить продажу 9,8%-ного пакета своих акций эмирату Абу-Даби. Средства от этой сделки должны были пойти на покупку 50% акций нидерландской компании, занимающейся автолизингом. “В случае отмены правила VW смогла бы гораздо явственнее ощутить давление рынка, а для бизнеса это полезно”, – говорит аналитик Sanford C. Bernstein Стивен Читэм.

До сих пор Германия всеми силами старалась сохранить особый статус VW. Канцлер Герхард Шредер, один из самых активных защитников закона о VW, в прошлом входил в совет директоров компании. Федеральная земля Нижняя Саксония, где Шредер в свое время занимал пост президента, является крупнейшим акционером VW, владея 18,2% голосующих акций.

Разбирательство по делу VW в Европейском суде может длиться несколько лет. Если суд постановит, что Германия нарушает нормы ЕС, ей придется либо отменить злополучное правило, либо платить штрафы. Впрочем, аналитики полагают, что одной отмены ограничения будет недостаточно, чтобы инициировать активность у потенциальных покупателей. “Теоретически вероятность враждебного поглощения повысится, однако предпринять его мог бы только безумец, – утверждает Читэм. – У компании небольшая прибыль, и в ней слишком сильно влияние профсоюзов и местных политиков”. “Сейчас VW явно недооценена на фондовом рынке, но, даже если ограничение отменят, это не привлечет стратегических инвесторов”, – соглашается Кристоф Штюрмер, аналитик из Global Insight. (WSJ, 13.10.2004, Александр Силонов, Михаил Оверченко)