Госхлебинспекцию просят вернуться


Правительство выпустило постановление о ликвидации Госхлебинспекции 4 декабря. В течение месяца Минсельхоз и Минэкономразвития должны определить, какие функции ГХИ являются избыточными и кто будет заниматься контролем за качеством зерна дальше. Инспекция должна быть ликвидирована в течение трех месяцев. “Мы прекратили работу и занимаемся созданием ликвидационной комиссии”, – заявила глава ГХИ Оксана Лабутина. Проверку качества зерна и выдачу сертификатов инспекция проводит сейчас только для поставок в госрезерв, для силовых структур и по договорам, которые были заключены с компаниями до 1 декабря.

Но участники зернового рынка хотят остановить ликвидацию структуры. Как стало известно “Ведомостям”, сейчас Зерновой союз России готовит соответствующее обращение к правительству. “С ликвидацией ГХИ рынок окажется в состоянии хаоса”, – объясняет президент Зернового союза Аркадий Злочевский. Пока сертификаты качества зерна выдавались ГХИ, любые споры решались внутри этой организации, в крайнем случае роль высшего арбитража выполняла московская лаборатория ГХИ. “Сейчас начнутся разборки между операторами рынка и независимыми сюрвейерами [компания, отвечающая за транспортировку, страховку и качество зерна], оценивающими качество зерна для каждой из сторон. Это вызовет лавину конфликтов”, – говорит Злочевский.

В Международной зерновой компании (МЗК, “дочка” швейцарского трейдера Glencore International) опасаются, что без ГХИ вырастет количество ошибочных анализов качества зерна. По словам гендиректора МЗК Юрия Огнева, по своему статусу ГХИ имела право проверить любой элеватор. “А частного сюрвейера на элеватор никто не пустит”, – считает Огнев. Гендиректор зерновой компании “Разгуляй” Алексей Иванов считает, что частные компании поднимут цены за сертификацию зерна “в разы”. Кроме того, большинство российских потребителей зерна – птицефабрики, мелькомбинаты и комбикормовые заводы привыкли работать с сертификатами ГХИ, и Иванов опасается, что “они не знают, что такое “сюрвейер” и можно ли ему доверять как госструктуре”.

Впрочем, опасения Зернового союза разделяют не все игроки рынка. “Это была бесполезная структура [ГХИ], и я могу только приветствовать решение правительства”, – говорит гендиректор компании “Югтранзитсервис” (крупный экспортер зерна) Кирилл Подольский. Экспортерам существование ГХИ приносило лишние расходы, потому что они были вынуждены покупать сертификат качества зерна, который не признают на внешних рынках. Этот сертификат требовали на российской таможне, а на внешних рынках доверяют оценке независимых сюрвейеров, которым экспортеры также вынуждены платить, сокрушается он.