Москва заманивает Париж


Обсуждать проект российского регионального самолета (Russian Regional Jet, RRJ) премьер Михаил Фрадков на прошлой недели приехал в Париж. После переговоров его французский коллега Жан-Пьер Раффарен заявил, что для самолета существует “большой всемирный рынок” и французские фирмы готовы сотрудничать с компанией “Сухой” “по его завоеванию”, не ограничиваясь СП по выпуску двигателей для машины.

Россияне хотят, чтобы французы приняли участие не только в выпуске двигателей, но и производстве и продвижение самого RRJ, говорит руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. “Мы были бы готовы предложить им долю в “Гражданских самолетах Сухого” или закупку на компенсационной основе разных элементов самолета”, – говорит Алешин. По словам Фрадкова, 2 млрд руб. госгарантий и прямых инвестиций в проект предусмотрено в бюджете-2005. А Франция выделит компенсируемый аванс в 140 млн евро на создание двигателя SM146. Кроме того, как сказано в протоколе переговоров, для “обеспечения рентабельности проекта” оба правительства окажут таможенно-налоговые преференции производителям, чтобы закупающие самолет компании имели “нормальную конкурентоспособность” при эксплуатации.

Чиновники говорят, что активизировать проект их заставила неудача с боевым учебно-тренировочным самолетом МИГ-АТ. Он был создан в России вместе с французскими компаниями Thales, Snecma и Turbomeca. Но у российского Минобороны не оказалось денег на заказ, говорит Алешин. А продвижение самолета на мировые рынки, признал Фрадков, шло вяло. Толчком к переговорам стало и разочарование в партнерстве с Boeing, полагает гендиректор лизинговой компании “Ильюшин финанс” Александр Рубцов. От условий контракта с концерном зависит и возможность привлечь в производство и маркетинг французов, отмечает он.

Пока участники проекта полны оптимизма. Продажа доли в “Гражданских самолетах Сухого” может затянуться, а вот поставки на компенсационной основе вполне реальны, говорит торгпред России во Франции Иван Простаков: “Сухой” уже начал переговоры с Thales о производстве авионики для RRJ. Гендиректор “Сухого” Михаил Погосян рад, что в случае сотрудничества с французами можно будет увязать размещение заказов на элементы самолетов с их последующим обслуживанием, продажей и реализацией на рынках третьих стран, например, в Европе, Китае и Индии.

Однако, в 2003 г. проект RRJ “победил прежде всего под обещание привлечь внебюджетные инвестиции, бюджетных денег там было всего $38 млн, а о таможенных и налоговых льготах речи не шло”, напоминает директор ОАО “Туполев” Александр Затучный, возмущенный масштабами господдержки. Проект Ту-414 на конкурсе проиграл RRJ. К тому же, замечает Рубцов, чтобы быть востребованной, машина должна появиться на рынке не позже чем через три-четыре года.