От редакции: Фактор страха

Реакция фондового рынка на налоговые новости о “ВымпелКоме” очень показательна. За два дня котировки его ADR упали почти на 30%, а индекс РТС – на 10%. При том что речь идет пока лишь о предварительных налоговых претензиях, которые вполне могут быть урегулированы в досудебном порядке, и к тому же 4,4 млрд руб. – не критичная для сотового гиганта сумма. Случись налоговая проверка “ВымпелКома” два года назад, никто бы внимания не обратил, но сегодня инвесторы повсюду видят страшные знаки и предупреждения. И если в оценке происходящего с “ВымпелКомом” аналитики более или менее единодушны, то попутная проверка “МегаФона” вызывает массу противоречивых толкований, доходящих порою до абсурда. Кому-то уже мерещатся контуры грядущего “дела связистов”, которое затронет всю телекоммуникационную отрасль, кто-то считает, что с помощью “МегаФона” налоговики просто пытаются отвлечь внимание общественности от истинных причин происходящего с “ВымпелКомом”, а кто-то и вовсе называет претензии к третьему по величине сотовому оператору “насмешкой” в адрес его конкурента (их сумма в 44 раза меньше счета, выставленного владельцам торговой марки “Би Лайн”). То есть налоговиками, по версии аналитиков, движут самые противоречивые чувства – от стремления помочь группе “питерских связистов” в борьбе с “Альфой” за контроль над “МегаФоном” до низменного желания просто поиздеваться над “ВымпелКомом”.

Такую реакцию сложно назвать адекватной, поэтому чиновники, которых сколько-нибудь волнует экономический рост, по мере сил шлют инвесторам “позитивные” сигналы. За “ВымпелКом” уже так или иначе заступились руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, замминистра экономического развития Андрей Шаронов и глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. “Правительству нужно определить, что сегодня важнее – экономический рост, привлечение инвестиций или сбор налогов за последние четыре года”, – сказал Дворкович в пятницу. Выбор роста вовсе не означает объявления налоговой амнистии или тем более запрета на проведение выездных проверок ФНС за три предшествующих года. Вполне достаточно будет наконец-то законодательно разграничить понятия “налоговая оптимизация” и “уклонение от уплаты налогов” и бороться с уклонением, а не с бизнесом как таковым.