Сэкономят на запчастях


В пятницу рабочая группа межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле решила, что до конца года нужно отменить 5%-ные импортные пошлины на технологическое оборудование для автопрома и снизить до 5% предельный уровень тарифа на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки (сейчас – 5–15%), говорит источник в Минэкономразвития. Чиновник Минпромэнерго добавляет, что на комплектующие, которые не выпускаются в России, пошлины будут обнулены, а на “большую часть” автокомпонентов – в том числе шасси и кузова – останутся “довольно высокими”, поскольку эта продукция “может производиться” в стране. По словам источника, постановление о снижении таможенных тарифов может быть подписано в начале 2005 г.

Автопроизводители давно просили чиновников о меньших тарифах на импорт автозапчастей и оборудования. “Для нас очень важно, чтобы пошлины на ввоз комплектующих были ниже, чем на ввоз готовых автомобилей”, – поясняет представитель Renault Ванесса Леви. Ее компания с 2005 г. начнет выпускать Renault Logan на мощностях СП “Автофрамос”. Тарифы на импорт автомобилей через семь лет после вступления России в ВТО снизятся с нынешних 25% до 15%. “Логично снижать и пошлины на комплектующие”, – считает Леви. По мнению гендиректора “Северсталь-Авто” Вадима Швецова, снижение тарифов “станет хорошим стимулом” для иностранных инвесторов, которые собираются выпускать машины в России.

А вот эксперты убеждены в обратном. “Если пошлины на автокомпоненты будут снижены, то иностранцы просто потеряют стимул переносить производство в Россию”, – поясняет Денис Нуштаев из “Метрополя”. По президентскому указу 1999 г. инвесторы могут беспошлинно ввозить запчасти и вывозить готовые автомобили, если в течение пяти лет доведут долю комплектующих российской сборки в своих машинах до 50%. После снижения таможенных барьеров отечественным производителям запчастей придется “задуматься о кооперации” с зарубежными конкурентами, уверен вице-президент “Атона” Александр Агибалов. Впрочем, говорит один из директоров компании “Российские автомобильные компоненты” Олег Аракелян, “возможность сотрудничества с иностранными инвесторами только радует”: снижение пошлин станет хорошим стимулом, чтобы повышать качество. А вот на цене производимых машин более низкие тарифы не скажутся. По словам представителя одного из российских автоконцернов, создавших СП с иностранцами, “прямой зависимости между снижением пошлины и конечной ценой автомобиля нет”.