ЭКСПЕРТЫ: На технику тратят все больше денег


Восемь городов

Мониторинг розничной торговли проводится нами в настоящее время в 20 городах России: в европейской части, на Урале и в Сибири. Мы с вами посмотрим результаты, которые относятся к восьми крупнейшим городам России. Почему мы не предоставляем обзор по всем 20 городам? Расширение географии произошло у нас только в конце 2003 г., и данный временной промежуток мы считаем не совсем достаточным для того, чтобы говорить о каких-то устойчивых тенденциях. Здесь показаны города – достойные представители шести регионов России. Замеры производятся с периодичностью один раз в два месяца, начиная с февраля-марта, по общим объемам заданного периода времени с фиксированной репрезентативной для данного города выборкой магазинов. То есть наши данные строятся не на опросах населения. Это замеры розничной торговли.

Бурный рост рынка

В течение последних четырех лет рынок электробытовой техники растет с увеличивающейся скоростью. Если взять все электробытовые товары, которые входят в наш мониторинг, а их около 40 товарных групп, объединить все продажи через розницу в восьми городах, посчитать их в штуках и объединить по субкатегориям (таким как крупная, мелкая и аудио- и видеотехника), то мы с вами увидим, что в 2004 г. прирост рынка техники отнюдь не снижается. Если в 2002 г. прирост составил 30%, то в 2003 г. он превысил 40%. По крайней мере, за шесть месяцев 2004 г. также видно, что прирост будет и в 2004 г. Причем это касается всех видов техники.

На одном из графиков показана структура продаж по рынку в штуках. Если мы возьмем те же самые показатели, но в денежном выражении, т. е. розничные цены, умноженные на количество товара, то возникает еще более впечатляющая картина. Доля крупной бытовой техники увеличивается. Это логично и понятно. Сравните цену на самый дешевый холодильник и на самый дорогой чайник. Эти цены, конечно, несопоставимы.

Итак, рост рынка в денежном объеме возрастает до 38% в 2002 г. и превышает половину этого объема в 2003 г. То есть на технику стали тратить в 1,5 раза больше денег. Что за этим стоит? Конечно, дает себя знать рост доходов, которые декларируются официальными органами. Это подтверждается и нашими исследованиями. Потребители действительно декларируют увеличение доходов на семью или на душу населения.

Кроме того, все еще идет замена устаревшего парка техники, особенно в регионах. Идет уже замена того парка техники, который был куплен, скажем, в 1997–1998 гг. Это касается крупной бытовой техники прежде всего. У мелкой техники срок службы еще меньше. Люди меняют то, что купили два-три года назад.

Аудио- и видеотехника вообще успевает устареть морально до того, как она сломается или устареет внешне. Как раз на примере аудио- и видеотехники хотелось бы показать, что в данном случае происходит замена не обязательно тех же самых устройств.

Процент отклонения

Посмотрим на все эти данные немного в другом разрезе. Если взять общий объем продаж за первую половину 2003 г. и объем продаж за первую половину 2004 г., то по стандартной формуле можно посчитать процент отклонения. И затем, когда мы располагаем по прямой оси эти показатели в процентах, то в правом столбце будут положительные показатели,

а слева – отрицательные, т. е. справа окажутся показатели по тем товарам, объем продаж которых превысил объем прошлого года, а слева будут товары, объем продаж которых оказался меньше, чем в прошлом году.

Возьмем для примера продажи аудио- и видеотехники. Несмотря на то что есть рост продаж обычных телевизоров, все равно рекордсмены по росту продаж – проекционные телевизоры, жидкокристаллические и плазменные панели. Затем другой лидер – DVD-плейеры. Они постепенно вытесняют традиционные видеомагнитофоны. И что еще интересно: не падают продажи мелкой аудиотехники. Даже не падает спрос на кассетные аудиоплейеры. При этом все равно процент прироста по CD-плейерам гораздо больше. Спрос на видеокамеры происходит за счет цифровых видеокамер. На цифровые видеокамеры в этом году спрос вырос более чем в два раза.

Теперь рассмотрим цены, объемы продаж в деньгах. Если подсчитать все объемы продаж по указанным товарам, взять их за 100%, то можно построить картину изменения структуры рынка в течение

года. Хорошо видно, что DVD-плейеры постепенно вытесняют видеомагнитофоны. Их доля выросла, превысив долю видеомагнитофонов почти в три раза, уже к середине лета. Доля телевизоров снижается. Но это связано не только с тем, что растет доля проекционных, плазменных и жидкокристаллических телевизоров.

В то же время происходит снижение цен на традиционные телевизоры. В секторе мелкой аудиотехники доля CD-плейеров уже более чем втрое превышает долю кассетных аудиоплейеров. MP3-плейеры мы начали “мониторить” только с этого года, но могу сказать, что по объемам продаж они уже достигли половины показателей по продажам CD-плейеров.

Итак, в принципе, будущее цифровых технологий уже становится нашим настоящим, оно уже стало настоящим.

Москва и регионы

С другой точки зрения, интересно проанализировать и сравнить показатели по Москве и регионам. Так ли велики все еще отличия между Москвой и регионами, как это было год назад? Я предлагаю рассмотреть этот вопрос на примере рынка крупной бытовой техники. Как развивался рынок крупной бытовой техники Москвы? Кто здесь лидер по спросу? Лидер – автоматические стиральные машины. С 2003 г. наблюдается хороший рост спроса на микроволновки (СВЧ). Здесь, конечно, сказывается влияние рекламы.

А что же у нас происходит в семи региональных центрах? В принципе, по количеству населения они сравнимы с Москвой, если взять в сумме Москву с ближайшими пригородами и взять семь городов-миллионников. В этих семи центрах единственное отличие – больше интерес к СВЧ-печам. Это логично. Объем продаж СВЧ в 2002 г. был чуть ли не в три раза меньше, чем по Москве. Население наверстывает упущенное.

Объем продаж СВЧ приближается к московскому, хотя бы уже не отличаясь от него в разы. Различие между Москвой и региональными центрами нивелируется. Если и далее покупательная способность населения будет расти теми же темпами, что и сейчас, то есть шанс, что потребление на душу населения будет приближаться к московскому.

Сети идут

Конечно, невозможно рассказать обо всех тенденциях. Но я не могу не остановиться на изменениях, которые происходят в каналах дистрибьюции. Ни для кого не секрет, что в Европе магазины сетевой торговли занимают лидирующее положение по товарообороту.

В России, конечно, все еще велико количество мелких независимых магазинов. Хорошо это или плохо, не важно, это просто есть, это наша реальность. Посмотрим, как у нас менялось положение в сегменте сетевых магазинов в течение последних лет.

Если взять все товары, около 40 товарных групп, и посчитать их объем в деньгах, то мы увидим, как менялась тенденция, как менялся товарооборот сетевых магазинов. За последние годы товарооборот магазинов сетевой торговли превысил 50%. Он вырос почти в два раза. Причем основной рывок был сделан в 2003 г. Сказались усилия московских сетей в регионах. Подстегиваемые конкурентной борьбой локальные сети тоже увеличили свои продажи.

В Москве, как всем известно, сетям изначально приходилось конкурировать не только с независимыми магазинами, но еще и с компаниями, базирующимися в торговых комплексах, получивших название рыночных.

Итак, как менялась ситуация в Москве? После того как в 2002–2003 гг. доля рыночных точек была близка к 50%, сетевые магазины приложили в 2003 г. такие усилия в конкурентной борьбе, что это не могло не сказаться на расстановке сил. И результат был закономерным: доля сетевой торговли в московском товарообороте в сентябре 2004 г. перевалила за 50%.

Тем не менее все еще более 50% москвичей делают свои покупки не в магазинах сетевой торговли. Усилия сетей были огромны, но все еще есть те, кто ищет товары подешевле не в сетях, а на крытых и открытых рынках, продолжая верить в миф о том, что там все дешевле.