В регионах больше платят


Росстат опубликовал данные о зарплатах российских чиновников в 2004 г. Из них следует, что руководители многих российских регионов сделали госслужбу наиболее привлекательным сектором рынка труда. В целом по стране средняя месячная зарплата регионального чиновника составляет 13 698 руб., при этом в 15 субъектах Федерации средняя зарплата чиновников превышает 25 000 руб. Так, в Ненецком автономном округе чиновники администрации в среднем получают 38 265 руб. в месяц, в Ханты-Мансийском АО – 38 834 руб., а в Таймырском АО – 48 247 руб.

Зарплаты на региональной госслужбе порой заметно превышают не только зарплаты в частном секторе, но и вознаграждение чиновников территориальных органов федеральной власти. В среднем по стране “федералы”, работающие в регионах, получают примерно в 1,8 раза меньше, чем их региональные коллеги (7511 руб.). А в 12 регионах разрыв доходит до 2,5 раза и больше. Например, в Московской области региональные чиновники получают в 3,2 раза больше, чем “федералы”, а в Хабаровском крае разница троекратная.

Причем хорошие зарплаты получают чиновники не только богатых нефтедобывающих регионов – в дотационных от них не отстают. Например, средняя зарплата чиновника администрации Архангельской области – 35 563 руб. в месяц, Корякского автономного округа – 29 700 руб., Сахалинской области – 22 287 руб.

“Хорошая зарплата – важная часть нашей кадровой политики, – объясняет сотрудник Архангельской областной администрации. – Это гарантия от коррумпированности чиновников, которым иначе приходится брать взятки, чтобы просто прокормить свою семью. Средняя зарплата работников администрации округа в среднем составляет 15 000 руб., рассказывает консультант заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ольга Бояркина. – Но когда за одни коммунальные услуги платишь по 4000 руб. в месяц, то и этой зарплаты не хватает”.

Рост зарплат в госсекторе деформирует рынок труда, констатирует директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. “Чем выше зарплаты в госсекторе, тем выше безработица”, – объясняет он. Ведь повышение чиновничьих зарплат заставляет поднимать зарплаты и в частном секторе, а это сокращает возможность создания там новых рабочих мест.

В бюджетном законодательстве нет никаких ограничений для размера зарплат региональных чиновников, говорит Александр Андряков из Экономической экспертной группы. До 1 января 2005 г. действовала единая тарифная сетка зарплат работников бюджетной сферы. “Это их как-то ограничивало, но теперь они могут назначать себе такие зарплаты, какие пожелают”, – говорит эксперт.

Замдиректора департамента межбюджетных отношений Андрей Юрин напоминает, что “в Бюджетном кодексе прописан запрет дотационным регионам устанавливать своим чиновникам зарплаты выше, чем у “федералов”. Но исполнение этого требования Юрин обсуждать не стал. Сейчас в России 23 дотационных региона. Остальным 66 регионам БК не указ.

У региональных администраций есть множество способов “свободного” повышения чиновничьих зарплат, поясняет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Например, многие субъекты Федерации вводят собственные классные чины и потом выплачивают своим чиновникам надбавки за них.

Чтобы умерить аппетиты регионов Минфин может использовать соглашения о финансовой помощи из федерального бюджета или о бюджетных кредитах, отмечает Андряков. Обязательным условием их заключения, рассуждает эксперт, должно быть согласие оптимизировать расходы на зарплату. Но источник в Минфине рассказывает, что планируется решить проблему более радикальными средствами – нормативно уравнять и увязать размер заплаты регионального чиновника и “федерала” соответствующего уровня.