Ракетный альянс Boeing и Lockheed


Столь необычное партнерство говорит о непростом финансовом положении обоих подрядчиков американского военного ведомства. Несколько лет назад корпорации уже пытались создать совместное предприятие, но тогда проект не состоялся: Lockheed Martin заявила, что Boeing незаконным образом получила ее секретную документацию с целью выиграть правительственный тендер. Разгорелся скандал, было начато расследование, и в результате ВВС США лишили Boeing ракетного контракта на $1 млрд.

На этот раз Lockheed и Boeing решили прекратить тяжбы и общими усилиями добиться прибыли. Их совместное предприятие будет запускать военные, шпионские и исследовательские спутники по заказам правительства. Переговоры между двумя сторонами неоднократно возобновлялись на протяжении последних трех лет, и пока неизвестно, что именно привело к прорыву в их отношениях. Очевидно, что для Boeing новый проект означает окончание неприятного юридического конфликта. Lockheed, намеревавшаяся получить в результате этого конфликта сотни миллионов долларов в виде возмещения ущерба, получила возможность равноправного участия в совместном предприятии (прежде Boeing исключала это условие).

На рынке спутниковых услуг для частных клиентов сейчас наблюдается спад. Недавно руководство ВВС США опубликовало прогноз, согласно которому в течение ближайших пяти лет стоимость одного космического запуска удвоится по сравнению с нынешним средним уровнем, а общие расходы в отрасли достигнут $6 млрд. Новое совместное предприятие позволит сторонам экономить порядка $100–150 млн ежегодно, но эта сумма в любом случае будет меньше стоимости одного запуска.

Совместное предприятие будет действовать под контролем военных. ВВС заинтересованы в том, чтобы два семейства ракет – Delta IV производства Boeing и Atlas V производства Lockheed – по-прежнему оставались в строю, обеспечивая стране “гарантированный доступ в космос”. По расчетам Пентагона, синергия позволит сократить издержки технологического дублирования и это может смягчить нынешнюю жесткую позицию, которую сейчас занимает Конгресс в отношении дорогостоящих космических программ. В области гражданских космических проектов Boeing и Lockheed уже сотрудничают. Правительство США предпочитает, чтобы в дорогих и сложных космических проектах основные поставщики выступали не как конкуренты, а как партнеры.

Ожидается, что уголовное расследование по поводу материалов Lockheed, незаконно перешедших в руки Boeing, будет продолжено, однако альянс между сторонами, вероятно, облегчит Boeing переговоры об улаживании конфликта. Общая сумма штрафов для Boeing может составить порядка $1 млрд. Чикагской корпорации приходится сейчас улаживать и другие конфликты, в частности коррупционный скандал вокруг правительственных поставок, замешанной в котором оказалась Дарлин Драйан, бывшая чиновница ВВС, отвечавшая за закупки. (WSJ, 3.05.2005, Александр Силонов)