Ненужные принтеры


По данным IDC, с января по март поставки принтеров сократились по сравнению с I кварталом 2004 г. на 20% – до 785 000 шт. Аналитик IDC Александр Голощапов считает, что одной из основных причин снижения темпов роста стала невысокая покупательская активность в начале года и значительное насыщение рынка.

Для производителей принтеров результаты I квартала стали неожиданностью. “Нет реальных оснований для того, чтобы рынок снижался, I квартал обычно достаточно сильный по продажам”, – говорит исполнительный директор представительства компании Lexmark в СНГ и странах Балтии Сергей Шахов. “Мы заметили, что сильно упали продажи принтеров в сегменте low-end, которые занимают практически 80% всего рынка, но объективных причин для этого не было”, – замечает менеджер по продвижению лазерных принтеров начального уровня российского подразделения Hewlett-Packard Ирина Ларионова.

Как отмечается в отчете IDC, спад в основном затронул сегменты струйных и монохромных лазерных принтеров, где снижение продаж составило 33% и 7% соответственно. В то же время благодаря появлению доступных моделей, маркетинговой активности поставщиков, а также увеличению применения цветной лазерной печати в деловой документации объем продаж цветных лазерных принтеров в I квартале вырос более чем в два раза. “В росте продаж цветных лазерных принтеров нет ничего удивительного, ведь по стоимости черно-белого отпечатка они почти сравнялись с монохромными машинами, стали более доступны по цене, просты в обслуживании и привлекательны в качестве техники для небольших офисов”, – рассуждает старший менеджер отдела информационных систем компании Samsung Electronics Rus Антон Щербаков.

Еще одна причина снижения темпов роста рынка принтеров, по мнению Голощапова, заключается в том, что происходит замещение принтеров многофункциональными устройствами (МФУ), содержащими одновременно сканер, принтер и копир. Современные МФУ, в том числе полноцветные, уже практически сравнялись по цене с принтерами, а по функциональности, безусловно, их превосходят, объясняет директор по маркетингу Xerox Eurasia Константин Клейн. По данным IDC, в 2004 г. в России объем поставок МФУ вырос более чем втрое и составил 460 000 шт. При этом Шахов из Lexmark считает, что расцвет российского рынка МФУ еще впереди. “Например, в США 60% всех печатающих устройств – это МФУ”, – говорит Шахов.

Несмотря на неудачный старт, аналитики и участники рынка считают, что по итогам года продажи принтеров продолжат расти. “Мы надеемся, что сейчас сформировался отложенный спрос, который будет компенсирован в III и IV кварталах”, – резюмирует Шахов.