“Аэрофлот” ставит на RRJ


В 2004 г. “Аэрофлот” объявил конкурс на поставку 50 региональных самолетов, пригласив на него вместе с бразильской Embraer и канадской Bombardier трех российских поставщиков – “Проект-3000” с Ту-334, “Ильюшин Финанс” с российско-украинским Ан-148 и “Гражданские самолеты Сухого” с RRJ. В 2005–2006 гг. “Аэрофлот” ждет массовое выбытие ближнемагистральных Ту-134 и Ту-154, на которые приходится около 30% парка, объясняла свое решение компания. К началу года из первоначального списка остались только “Ильюшин” и “Сухой”. А в апреле совет директоров “Аэрофлота” поручил менеджменту выбрать одного поставщика.

Официально в “Аэрофлоте” говорят, что выбор между Ан-148 и RRJ еще не сделан. Однако вчера о подготовке контракта на весь объем заказа уже объявил “Сухой”. “С “Аэрофлотом” идут очень интенсивные переговоры, и [...] в ближайшее время мы можем сделать заявление о подписании контракта на 50 самолетов”, – заявил на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор “Гражданских самолетов Сухого” Виктор Субботин. Контракт планировалось подписать прямо на авиасалоне 15 июня, но все условия пока согласовать не удалось, говорит знакомый с ходом переговоров источник. Впрочем, уже сейчас, по его словам, можно говорить о том, что контракта с “Ильюшин” у “Аэрофлота” не будет.

“Ильюшин Финанс”, по словам представителей компании, официального отказа “Аэрофлота” не получала. Но и без национального перевозчика компания рассчитывает сформировать портфель заказов на $700–900 млн, заявил “Ведомостям” председатель совета директоров “Ильюшин” Андрей Деркач. Контракт на поставку 10 судов (с опционом еще на пять) уже подписала KrasAir, 20 лайнеров планирует купить украинская “Аэросвит”, 18 готово приобрести “Пулково”, замечает Деркач.

Эксперты не разделяют уверенности “Ильюшин Финанс”, которая теперь должна отойти на второй план. “Решение “Аэрофлота” скорее политическое, чем экономическое”, – замечает эксперт консалтинговой компании РБС Сергей Орлов. “Это серьезный сигнал рынку”, – вторит Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Сумма сделки, по словам Орлова, превысит $1 млрд. И она привлечет новых заказчиков и кредиторов для RRJ, добавляет Макиенко.

Чиновники и сами не скрывают, что RRJ – приоритетный для государства проект. “Ан-148 опережает RRJ по темпам и не уступает по параметрам, но разработки по RRJ останутся в России, и для нас это потенциальный экспортный товар”, – объясняет замдиректора департамента ОПК Минпромэнерго Валерий Воскобойников.

“Аэрофлот” тоже может выиграть на контракте с “Сухим”. В серию RRJ встанет не раньше 2008 г., и за три года его отсутствия “Аэрофлот” может пролоббировать дополнительные льготы на ввоз иностранных аналогов, уверен Деркач. Вместе с еще четырьмя перевозчиками “Аэрофлот” уже готовит подобные предложения в Минтранс, говорят два близких к компании источника. Представитель Минтранса говорит, что его ведомство и без просьбы авиаторов рассматривает возможность снижения пошлин.