Собачка подвела Opel


Полуминутный ролик был подготовлен для европейского подразделения GM. В нем водитель вытирает маленькой белой собачкой окно автомобиля, запачканное птичьими экскрементами, а потом выбрасывает зверька из окна со словами “Теперь лучший друг человека – Opel Astra GTC”. В ответ британское Королевское общество предотвращения жестокости в отношении животных (RSPCA) призвало владельцев автомобилей Opel и Vauxhall направить свои жалобы производителю. Кроме того, активисты пообещали пожаловаться на недостойную, по их мнению, рекламу в регулирующие органы.

Так называемая вирусная онлайновая реклама приобретает все более широкую популярность. Рекламодатели создают короткие видеоклипы для распространения по электронной почте, причем зачастую используют довольно рискованные образы. Предполагается, что, увидев забавную картинку “на грани фола”, потребитель захочет разослать ее своим друзьям.

За год до скандала с компанией General Motors похожая неприятность случилась с Ford Motor. Руководству Ford тогда пришлось извиняться за ролик, посвященный молодежной модели SportKa, в котором крышка люка отрезает голову любопытной рыжей кошке, заглядывающей через него в салон автомобиля. Было заявлено, что в случившемся виновато рекламное агентство Ogilvy & Mather, специалисты которого без согласования с Ford создали ролик и допустили его утечку в Интернет. Чтобы загладить свою вину, Майк Уолш, председатель совета директоров британского подразделения Ogilvy & Mather, потратил целый день, занимаясь маркетингом Общества защиты кошек. Сама Ford на полгода предоставила в распоряжение благотворительного общества фургон.

Volkswagen в свое время была вынуждена доказывать свою непричастность к другому сомнительному рекламному сюжету: террорист-смертник погибает от взрыва своей бомбы, но “крутой” автомобиль VW Polo, в котором он сидит, остается невредимым. Этот ролик был создан и распространен в Интернете без ведома руководства Volkswagen. Аналогичная неприятность произошла два года назад с финским производителем сотовых телефонов Nokia: в рекламном ролике вентилятор отбрасывал кота, который разбивался о стену.

В отличие от других компаний представители GM не открещиваются от своей рекламы, которая, как и в случае с Ford, создавалась в расчете на молодежную аудиторию. “При съемке ролика ни одно животное не пострадало, – говорится в заявлении Opel. – Мы вовсе не собирались оскорблять чьи-либо чувства”.

Агентство McCann Erickson создало ролик с собачкой по собственной инициативе, когда готовило телерекламу для GM, и автокомпания решила его использовать. Однако активисты RSPCA настроены весьма решительно. “Они стараются представить себя в выгодном свете, но их ролик ужасен: верного пса безжалостно вышвыривают, и этот жестокий прием применен в попытке увеличить продажи”, – говорится в заявлении организации.

Клип с собачкой – вторая попытка GM использовать вирусный маркетинг в Европе. В первом ролике человек, погруженный в мечты о поездке на кабриолете Tigra, не замечал, что он мочится на окружающих. Эта реклама не вызвала протеста общественности. (FT, 13.08.2005, Александр Силонов)