Где зарабатывает Дерипаска


“Русал” – одна из самых закрытых металлургических компаний России. Единственный публичный показатель отчетности компании по US GAAP – выручка. Российские заводы группы нерегулярно публикуют и отчетность по РСБУ. Но в понедельник банк “Союз” опубликовал отчет, основанный на консолидированной отчетности ОАО “Русал” по РСБУ за 2002 –первую половину 2005 гг. “Союз”, как и “Русал”, контролируется Дерипаской. И в тот же день по просьбе эмитента банк аннулировал свой отчет. Однако опровергать содержащиеся в нем данные “Русал” не стал. Отчетность учитывает только показатели российских заводов “Русала”, а также управляющей компании “Русский алюминий – УК”, говорит представитель “Русала” Вера Курочкина.

Из отчета следует, что в 2002 г. консолидированная выручка всех российских предприятий группы “Русал” составила 56,7 млрд руб. при чистой прибыли в 4,2 млрд руб. Год спустя выручка выросла до 68 млрд руб., а чистая прибыть сократилась до 2,9 млрд руб.

А вот по US GAAP выручка группы, по ее данным, за эти годы составила $3,9 млрд и $4,5 млрд. Чистая прибыль группы в эти годы составляла $840 и $920 млн, следует из копии этой отчетности за 2002–2003 г., имеющейся в распоряжении “Ведомостей”. Выходит, у российских заводов остается лишь 10–20% прибыли группы “Русал”.

Дело в том, что заводы не получают всей прибыли от продажи произведенного металла. 70% металла они выпускают по толлингу. Компания-толлингер поставляет на завод сырье, забирает готовый металл, получая прибыль от его продажи, а сам завод – лишь комиссию за переработку сырья. Прибыль от деятельности компаний-толлингеров, подконтрольных акционерам “Русала”, учитывается в отчетности по GAAP.

В отчете “Союза” говорится, что себестоимость производства тонны алюминия на заводах “Русала” составляет $940–980. Сейчас тонна алюминия стоит $1850. Чиновник Минэкономразвития, знакомый с ситуацией на алюминиевом рынке, говорит, что, работая по толлингу, заводы “Русала” зарабатывают на производстве тонны алюминия $500–700. Аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев считает, что заводы зарабатывают еще меньше – лишь $200–300 с тонны, остальное оседает у компаний-толлингеров.

Для сравнения: в 2003 г. крупнейшая алюминиевая компания мира – Alcoa заработала $938 млн чистой прибыли при выручке более $21 млрд. Американская компания практически не использует толлинговые схемы, говорил в интервью “Ведомостям” вице-президент компании Рикардо Белда.

Впрочем, в последнее время балансовые показатели российских заводов стали улучшаться. В 2003 г. рентабельность продаж российских заводов составляла 4,8%, в 2004 г. – 15,5%, во II квартале этого года – уже 22%. В 2004 г. их чистая прибыль составила 6,6 млрд руб. при выручке в 89,9 млрд руб. А в первой половине 2005 г. заводы при выручке в 66,7 млрд руб. заработали 8,4 млрд руб.

Курочкина объясняет это ростом цен на алюминий, оптимизацией затрат и тем, что в начале года “Русал” продал Alcoa убыточные заводы – БКМПО и Самарский металлургический. Скорее всего, дело “ЮКОСа” привело к тому, что группа просто начала показывать больше прибыли на заводах, замечает Нуштаев.

Но только после отказа от толлинговых операций деятельность группы “Русал” станет более прозрачной, а российские заводы смогут в разы увеличить свою прибыль, считает аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов. Это произойдет через 5–6 лет – лишь тогда “Русал”, по словам гендиректора Александра Булыгина, намерен окончательно отказаться от толлинга.