RRJ ведут на посадку


В “Сухом” с претензиями не согласны. “Перспективность проекта лучше всего оценивается спросом на него, а он есть”, – говорит заместитель гендиректора АХК “Сухой” Вадим Разумовский. С начала года “Сухой” заключил предконтрактные соглашения на поставку 71 RRJ четырем заказчикам – “Сибири”, “Финансовой Лизинговой Компании”, “Почте России” и “Дальавиа”. Покупка еще 30–50 лайнеров сейчас обсуждается с “Аэрофлотом”, напоминает он. Западные производители комплектующих будут по большей части выпускать их в России, совместно с отечественными предприятиями. А ЦАГИ в целом делал положительные заключения по безопасности RRJ, добавляет Разумовский. Комментарии института вчера получить не удалось. Но кремлевский чиновник подтверждает, что КУ видело “положительные заключения ЦАГИ и Минтранса”. “Коллеги, похоже, не вполне разобрались в вопросе, так что единым мнением Кремля это считать нельзя”, – отмечает он. Хотя и не исключает, что из-за “такой активности” управления проект может притормозиться. Пресс-секретарь премьера Александр Жаров от комментариев воздержался.

Сразу два отраслевых ведомства – Роспром и Минпромэнерго – считают RRJ главной надеждой российского авиапрома. Они объясняют свое мнение тем, что самолет создается как экспортный продукт. А значит, это шанс отечественного авиапрома закрепиться на международном рынке. Ради этого чиновники двух ведомств предлагают выделить на программу в 2006 г. 3,6 млрд руб. А общий объем госсубсидий, по их оценке, должен составить 8,6 млрд руб. В конце сентября этими расходами заинтересовалась Счетная палата (СП). Для своей плановой проверки она запросила у Роспрома обоснование этих расходов. Ведомство пообещало подготовить ответ в сжатые сроки. Но оказалось, что в успехе RRJ засомневались не только аудиторы. Почти одновременно с СП разъяснений по проекту потребовало у правительства и контрольное управление президента. Об этом говорится в сентябрьском письме начальника управления Александра Беглова. Копия документа имеется у “Ведомостей”, и его достоверность подтвердили сразу два сотрудника КУ.

Из письма Беглова следует, что управление не считает RRJ таким уж перспективным проектом. Ради RRJ в свое время прекратили разработку другого регионального самолета – Ту-324. При этом сам RRJ фактически является аналогом еще одного продукта “Туполева” – Ту-334, сертификация которого прошла еще в 2003 г., указывается в письме. Недоволен Беглов и компоновкой RRJ. Она “требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности”, ссылается на заключение ЦАГИ (Аэрогидродинамический институт) чиновник. Кроме того, большая часть комплектующих для RRJ будет зарубежного производства. А это “противоречит основным целям и задачам обеспечения развития” отечественного авиапрома, заключает Беглов.

“Все это начинает напоминать обстановку в психбольнице”, – усмехается эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. “Сначала государство своими руками придушило один проект регионального самолета, Ан-148, устроив арест акций “Ильюшин финанс”. А сейчас начинается вакханалия вокруг второго проекта”, – отмечает эксперт. Близкие к “Сухому” источники подозревают, что инициатива этого письма исходила от конкурентов проекта – “Туполева” или “Ильюшин финанс”. А два участника рынка предположили, что это может быть “Аэрофлот”, который пытается затянуть контракт с “Сухим”. Во всех трех компаниях это отрицают. “Мы считаем RRJ самым перспективным проектом, контракт будет подписан, сейчас идут согласования по его условиям”, – говорит руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг.