ГРОМКИЕ ИМЕНА: Неважных мест в городе нет


Вильмот работает над благоустройством площадей и других публичных пространств. Его крупнейшими проектами стали благоустройство Елисейских Полей в 1955 г. (совместно с Бернаром Юе), строительство автомобильной стоянки в Лионе (при участии Даниэля Бюрена). Вильмот доказал тем самым, что неважных пространств не существует и что каждое общественное место должно стать предметом пристального внимания. Новые трамвайные линии во Франции, от Орлеана на западе страны до Валансьена на севере, также стали для него испытательным полем для новых материалов и способом решения проблем связи между различными кварталами городов. Он также является автором новых залов Лувра, который впервые экспонирует искусство первобытных народов.

На протяжении всей своей творческой карьеры, от первых шагов в области дизайна до последних крупных проектов, таких как Стена мира на Марсовом поле в Париже (идея Клары Хальтер), Жан-Мишель Вильмот утверждает стиль, определяемый как “современная классика”.

Интервью “Ведомостям” Жан-Мишель Вильмот дал, находясь в ожидании встречи с мэром Москвы Юрием Лужковым, на которой архитектор готовился представить проект реконструкции территории завода “Красный Октябрь”.

– Вы являетесь автором теории “городского интерьера”. Каковы основные положения этой теории и применимы ли они к таким мегаполисам, как Москва?

– Теория родилась в процессе работы по обновлению облика старых промышленных районов во Франции, из необходимости придать им гармоничный вид, связав воедино разрозненные в архитектурно-планировочные участки. В любом городе не должно быть неважных территорий, и не только на поверхности, но и под землей. В двух словах – это попытка сопоставить принципы организации большого пространства города с небольшим по объему, например отдельно взятым домом. Так же, как в интерьерном дизайне важны все мелочи – домашние растения, освещение, фактура и расцветка обоев, – в городском пространстве важно сочетание всех элементов городского ландшафта – от соотношения форм и объемов строений до цвета фасадов отдельных домов. Одним словом, макрокосм обязан стать подобным микрокосму: город должен быть уютным для проживания во всех отношениях, здесь не может быть мелочей. Важно все, вплоть до формы мусорных бачков и вида тротуарной плитки. Во всем должна быть гармония пропорций.

– Как складываются у вас отношения с московскими партнерами, есть ли отличия во взглядах французских и российских архитекторов?

– Работать в Москве – мое давнее желание, потому что это очень интересно. Есть две страны, которые меня интересуют своей историей и культурой, – Россия и Италия. Может быть, я не слишком рационален, но это живые и сильные по характеру страны, мне нравятся люди, живущие здесь. В них есть дух, есть душа, есть поэзия. Чем больше я езжу по России, тем больше она мне нравится. Я чувствую определенное взаимодействие, резонанс с русской культурой. У меня сложились дружеские отношения с российскими коллегами с самого первого моего приезда в Москву, хотя вначале я хотел работать в вашей культурной столице – Петербурге.

Архитекторам вообще полезно работать с иностранными коллегами и в разных странах – свежим взглядом можно увидеть то, чего не видят местные архитекторы, обменяться мнениями по поводу тех или иных проблем. Нет никакой опасности, что архитектура какого-либо отдельного города утратит свой национальный колорит. Париж, например, космополитичный город, здесь строили и англичане, и американцы, и китайцы, и все это обогатило архитектурный облик города.

– Есть ли трудности в реализации проекта офисного здания на пр-те Мира, над которым вы работаете совместно с концерном “Крост”? Тот же “Крост” работает и с Ремом Кулхаасом, и его идеи они продвигают с большим трудом.

– Кулхаас создает произведения искусства, это шикарный, масштабный и затратный проект. Наша задача на пр-те Мира, 127, несколько иная. Новое офисное здание с подземной парковкой должно по всем параметрам вписаться в ныне существующее архитектурное окружение, не нарушить облик всего ансамбля этого городского района, к которому привыкло не одно поколение жителей.

Мы нашли полное взаимопонимание с президентом “Кроста” Алексеем Добашиным, и работа там ведется по графику. Отмечу, что актуальной современной архитектуры в Москве еще немного, можно перечислить лишь несколько интересных решений для офисных зданий; основной упор делается на реконструкцию и реновацию сложившихся районов. В идеале, и в этом близки наши философии, необходимо комплексно реконструировать целый район, не нарушая ткань архитектуры города, таким образом, чтобы и через 100 лет он оставался комфортным для проживания. В Москве есть все предпосылки для этого.

– Как вы оцениваете неоднократный перенос сроков реализации проекта Эрика ван Эгераата “Русский авангард”? Не мешают ли московские бюрократы вашей работе?

– Мне кажется, что “Русский авангард” – это пока еще рановато для Москвы. И место выбрано не совсем удачно. Многоэтажная башня из стекла не впишется в ландшафт центра города, будет чужеродным телом. Париж, например, отказался от небоскребов в историческом центре, единственной высоткой там так и останется башня “Монпарнас”.

А что касается моих взаимоотношений с городскими чиновниками, то пока никаких проблем не было. Любое строительство в исторической зоне городов в любой стране мира связано с множеством согласований на разных уровнях – и с властями, и с общественными организациями по охране культурного наследия, например, да и с жителями конкретного района. Проект офисного здания на пр-те Мира в Москве был представлен главному архитектору города Александру Кузьмину, и он его одобрил. Как профессионал, он понял, что я никого не собираюсь шокировать своим проектом. Московские власти позитивно относятся к нам, мне кажется, мы можем плодотворно вместе работать.

– Как складываются ваши отношения как архитектора с заказчиками? Что для них важнее – побыстрее отбить вложенные деньги или войти в историю?

– Иностранцу в одиночку, наверное, было бы невозможно продвинуть свой проект в России. Когда мы работаем вместе, эта работа упрощается. К примеру, мне очень помогает Андрей Харчевников, первый заместитель генерального директора компании “Гута Девелопмент”, с которой мы готовим масштабный проект реконструкции кондитерской фабрики “Красный Октябрь”. Наши заказчики вполне чувствуют свою ответственность за формирование лица своего города, где равновесие – самый главный фактор. Надо знать, что где можно и нужно строить.

Мы собираемся вместе с “Гутой Девелопмент” не только сохранить старую индустриальную застройку в сердце вновь формируемого района, но и дополнить его элементами новой архитектуры, гармонично связав все в единое пространство. “Красный Октябрь” – это сердце нового района, и строить здесь надо так, чтобы не стыдиться показать это внукам.

– А с финансовой точки зрения отличается ли работа в России от работы в Европе?

– Оплата работы архитектора, как правило, привязана к стоимости 1 кв. м и составляет 6–10% от суммы строительства. Но не забывайте, что разные виды работ имеют разную стоимость. Эскиз – это одно, а детально разработанный проект плюс авторский надзор на всех стадиях строительства – совсем другое. В России 1 кв. м площади стоит чуть дешевле, чем во Франции и Италии, поэтому гонорары действительно немного меньше, но это непринципиальная разница и на работу нашего бюро никак не влияет. Мои отношения с российскими заказчиками не просто доверительные, но и дружеские, никаких финансовых разногласий у нас никогда не было.

– Проектом реконструкции “Красного Октября” предусматривается создание квартир-лофтов. Можно ли ожидать, что в Москву придет мода на лофты?

– Современная архитектура не придерживается концепции tabula rasa в духе Ле Корбюзье, когда считали необходимым снести подчистую старое здание и на его месте строить новое. Лофт – отличный способ сохранить свое архитектурное наследие и возможность приспособить для проживания или иной деятельности пространство, ранее не предназначенное для этих целей. В лофте большие объемы, много света, и все это необходимо использовать.

Отношение к существующему культурному архитектурному наследию должно сочетаться с желанием дать ему новую жизнь. Задача архитектора – придумывать новые варианты функционального использования пространства старого промышленного здания, максимально сохранив существующие конструкции, колонны, балки перекрытия, литые и кованые элементы.

Москва – идеальный город для поиска компромиссов между исторически сложившейся застройкой и новациями. А то, что в Москве промышленные районы чередуются с жилыми, – даже интереснее: больше свободы для принятия оригинальных решений. Надо сказать, что в российской столице лофты можно прекрасно оборудовать не только в индустриальных постройках XIX – начала XX в., но и в конструктивистских зданиях более позднего периода, например 1930-х гг. постройки.

– Проект реконструкции “Красного Октября”, над которым вы работаете совместно с “Гутой Девелопмент”, видимо, самый масштабный из реконструкций в центре Москвы. Расскажите о концепции реконструкции – что здесь появится в итоге и когда?

– Это действительно очень масштабный и амбициозный проект. Не будем забывать, что отсюда не только открывается прекрасный вид на Москву, но и сам комплекс зданий “Красного Октября” является визуальной доминантой этого района города. Это место как нос огромного корабля, и наша концепция учитывает такое местоположение объекта. Мы выиграли тендер (проводимый “Гутой Девелопмент”), и наше архитектурное бюро приступило к разработке генерального плана застройки. Замечу, что детально мы будем заниматься проектированием только одной части, далее к работе будут привлекаться другие архитекторы, а наше бюро будет осуществлять авторский надзор за выполнением работ.

Основная задача – придумать, как совместить, “сшить” промышленное здание XIX в. с актуальными архитектурными элементами. Но одним зданием проект не ограничивается. Это будет целый район с офисными и жилыми помещениями, где будет много света и открытых пространств, особенно на набережных. Достаточно большая общественная территория будет предназначена для отдыха и немного для шопинга. Отдельное внимание уделено набережным, малым архитектурным формам, ландшафтному оформлению, всему тому, что так необходимо для уюта и качества жизни людей. Уже подготовлено несколько эскизных проектов начальной фазы, которые одобрил заказчик, и они будут представлены на рассмотрение мэру Лужкову. Я, наверное, чересчур оптимистично смотрю на мир, но мне кажется, что наше предложение утвердят и окончательно проект будет готов к концу 2006 г. Но, как говорится, чтобы закончить картину, надо поставить еще очень много точек.