Банки Поднебесной ждут инвесторов


За последние пять лет правительство Китая сделало очень многое для развития банковского сектора: увеличило капитализацию крупнейших госбанков, учредило в них советы директоров с независимыми директорами и помогло провести первичные размещения акций за рубежом. На конец сентября на четыре крупнейших госбанка приходилось 53,3% всех активов местных банков, а на банки-нерезиденты, вложившие в банковский сектор Китая $16 млрд, – всего 2%. “Для китайских банков конец декабря не станет концом света, – убежден старший банковский аналитик Moody’s в Гонконге Мэй Янь, – влияние этих событий скажется лишь через 5–10 лет”.

Наибольшие ожидания иностранцев связаны с развитием в Китае розницы. Ежегодно на банковских счетах жителей Поднебесной оседает 14 трлн юаней ($1,736 трлн) – примерно 46% ВВП страны. В общем объеме выданных ссуд доля потребительских кредитов в 2000–2004 гг. увеличилась с 5% до 11%. “С ростом доходов еще миллионы человек могут стать клиентами банков”, – говорит главный банковский аналитик Fitch в Азии Дэвид Маршалл.

Сейчас банки-нерезиденты могут кредитовать граждан и принимать их вклады только в иностранной валюте (а также продавать корпорациям в 25 городах финансовые продукты в юанях). В декабре же они начнут выдавать кредиты и принимать вклады и в национальной валюте.

Но для развития розницы иностранным банкам придется открывать отделения по всей стране. На сегодня самая большая филиальная сеть – 12 отделений – у британского HSBC Holdings, который инвестировал в банковский сектор Китая больше других иностранных банков – $5 млрд. При этом $4 млрд было потрачено на покупку акций, в том числе 19,9%-ного пакета Bank of Communications, пятого банка Китая. Но даже HSBC будет непросто конкурировать в рознице с местными банками, имеющими развитые филиальные сети. Так, у крупнейшего в Китае Industrial & Commercial Bank of China – более 20 000 отделений.

Чтобы сделать банки привлекательными для стратегических инвесторов и одновременно помочь им, правительство Китая выделило $60 млрд на капитализацию трех крупнейших госбанков. Эти вливания, а также расчистка балансов за счет списания безнадежных кредитов позволили найти покупателей-иностранцев еще до проведения IPO. В июне 2005 г. Bank of America за $2,5 млрд купил 9% акций China Construction Bank (в октябре тот разместил акции на $8 млрд). В августе Royal Bank of Scotland Group, Merrill Lynch и гонконгский миллиардер Ли Кашин совместно инвестировали $3,1 млрд в Bank of China (в январе тот провел IPO на $5 млрд). Иностранным инвесторам еще будет где развернуться: в июне на гонконгской бирже планирует IPO на $1,29 млрд China Merchants Bank, в конце 2006 г. – начале 2007 г. акции на $4 млрд предложит инвесторам Industrial & Commercial Bank of China.

Но входной билет на китайский банковский рынок обходится иностранцам очень недешево. Bank of America при покупке акций China Construction Bank пришлось дать обещание не открывать в стране нового розничного бизнеса и свернуть уже имеющийся. Покупателям акций China Construction Bank и Bank of China запрещены сделки с этими бумагами в течение трех лет, даже если у банков выявятся новые проблемы.

К тому же неясно, поможет ли капитализация и привлечение иностранных инвесторов справиться с главной бедой китайских банков – низким уровнем риск-менеджмента. За последние полтора года процент “плохих кредитов” в общем объеме выданных ссуд у четырех крупнейших госбанков снизился с 19,15% до 10,11%. Но и это по западным меркам очень много. У американских банков этот показатель, как правило, не превышает 1%. “Никто не знает, сколько новых кредитов превратятся в “плохие”, – говорит Маршалл. (WSJ, 25.01.2006, Татьяна Бочкарева)