ДИАГНОЗ: Больному нужен покой


После тяжелого трансформационного спада, краткого оживления 1997 г. и тяжелейшего социально-экономического кризиса 1998 г. российская экономика вступила в период экономического роста. Довольно высокие темпы этого роста в 1999–2004 гг. принято объяснять совокупным действием целого ряда факторов – драматической девальвации национальной валюты, наличия большого резерва незагруженных мощностей, низких внутренних цен на энергоносители, благоприятных тенденций ценовой конъюнктуры основных российских сырьевых экспортных товаров на мировом рынке, а также взвешенной экономической политики государства. Этот перечень, безусловно, не является исчерпывающим, но основные факторы экономического роста этого периода здесь обозначены.

Сегодня, в 2006 г., картина в экономике принципиально иная. Уникальное совпадение благоприятных стимулирующих рост факторов уже в прошлом. Реальный курс рубля вернулся на предкризисные позиции, резерв производственных мощностей в экономике исчерпан, энергетическая и транспортная инфраструктура трещит по швам, опережающими темпами растут внутренние цены на энергоносители, быстро приближаясь к мировым, котировки экспортных товаров, по всей видимости, достигли пиковых значений, когда коррекция неизбежна. Хорошо, если такая коррекция будет достаточно постепенной, что даст время экономическим субъектам к ней адаптироваться.

Инерция исчерпана

Что касается еще одного важнейшего фактора экономического роста – экономической политики, то, к сожалению, ее качество в настоящее время в России не устраивает никого – ни предпринимателей, которые ежедневно испытывают на себе ее воздействие, ни академических ученых, ни представителей экспертного сообщества, ни тех, кто собственно отвечает за выработку этой экономической политики. Причем данная оценка объединяет тех, кто придерживается совершенно разных, порой диаметрально противоположных взглядов на экономические процессы, на допустимые механизмы их регулирования, на участие государства в экономике.

Последний год высветил со всей очевидностью: накопленная в 1999–2004 гг. инерция экономического развития исчерпана, а новые источники роста не сформированы. Тем важнее становится выработка стратегии развития российской экономики, формирование соответствующей экономической политики, ее открытое публичное обсуждение, в том числе с предпринимательским сообществом, а также последовательная и скоординированная реализация органами государственной власти.

Мы наблюдаем устойчивую тенденцию падения темпов экономического роста, несмотря на продолжающийся рост цен на нефть и обильный приток в страну сырьевой выручки. Более того, ухудшается структура этого роста – все меньшая его доля связана с результатами работы перерабатывающих отраслей промышленности. Бум на потребительском рынке в растущей степени подпитывается весьма легким доступом к кредиту и во многом удовлетворяется импортом. По оценкам экспертов, налицо все признаки, что на финансовых рынках формируется спекулятивный пузырь.

Инвестиции и доверие

Ключ к восстановлению темпов экономического роста лежит в стимулировании инвестиционного процесса. Экономика остро нуждается в создании новых мощностей, особенно в инфраструктурном секторе и обрабатывающей промышленности. Между тем рост инвестиций в основной капитал в начале текущего года сошел на нет. И вряд ли одна лишь морозная погода тому виной.

Основные факторы очевидны – политическая и экономическая неопределенность, быстрая деградация государственных институтов, неразвитость финансового сектора.

К сожалению, факты отъема бизнеса у его законных владельцев не исчерпываются одним лишь ЮКОСом, и это прекрасно знают крупные и средние предприниматели – в центре и в регионах. Воцарившееся в обществе недоверие подрывает сколько-нибудь значимые перспективы вложений в будущее бизнеса, который в любой момент может стать объектом захвата под властным прикрытием. Налоговый терроризм не только не прекращен, а процветает, отлично сочетаясь с другими видами силового давления и приобретая все более опасные для бизнеса формы.

Сложилось так, что административный фактор имеет ключевое значение практически в любых серьезных коммерческих операциях, тогда как система правовых и судебных гарантий вторична. В силу остановки судебной реформы и неспособности судебной системы надежно защитить законно приобретенную частную собственность любые политические риски для инвестиций смертельны.

Дезориентация

Серьезную сдерживающую для инвестиций роль играет неопределенность государственной экономической политики – отсутствие четких ориентиров развития российской экономики и динамики основных макроэкономических параметров – инфляции, обменного курса, основных тарифов, отсутствие долгосрочных и прозрачных правил доступа к ресурсам, будь то сети естественных монополий, энергоресурсы, недра, леса, водные и земельные ресурсы. Сегодня действия государственных органов в финансово-экономической сфере в лучшем случае несогласованны. За ними не просматривается четких целей экономической политики и ее задач, решаемых на данном этапе развития страны. В результате экономические субъекты совершенно дезориентированы и предпочитают наиболее краткосрочные и осторожные модели поведения.

Складывается впечатление, что отсутствие правил и ориентиров и есть суть внутренней политики властей. Это естественно, ведь оторванной от общества бюрократии намного проще ловить рыбу в мутной воде. Типичным образцом “мутного” процесса принятия государственных решений является “прозрачный” в своей абсурдности проект строительства нефтепровода в 800 метрах от озера Байкал.

Непредсказуемость государственной политики ярко проявилась в непродуманных действиях “Газпрома” в январе нынешнего года. В результате отношение к российскому бизнесу на мировом рынке вообще и его экспансии за рубеж в частности заметно ухудшилось. Какими бы ни были мотивы и чисто коммерческий результат операции по отключению газа на европейском направлении, совокупный политический ущерб, понесенный нашей страной, оказался неизмеримо больше и будет давать о себе знать еще долгое время.

Нарыв госсектора

Наконец, важнейшим узким местом, острейшей проблемой инвестиционного процесса по-прежнему остается капиталообразование. Сегодня национальный финансовый рынок не способен переформатировать имеющиеся финансовые потоки и ресурсы для нужд конкретных заемщиков и инвесторов, что приводит к резкой дифференциации отраслей и предприятий по доступности капитала. Выход ряда ведущих российских компаний на IPO и быстрая экспансия их зарубежных заимствований только усугубляют этот перекос – многие из них, прежде всего государственные компании, на самом деле не нуждаются в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов и движимы иными мотивами. Эти процессы пока не вызывают опасений, но продолжение тенденции может поставить под сомнение платежеспособность квазигосударственных структур и создать риски для платежного баланса.

Чрезвычайно опасна активно формируемая иллюзия, что затухающий частный инвестиционный процесс может якобы быть замещен растущими государственными инвестициями. Расходы федерального бюджета в реальном выражении за последние годы ежегодно увеличиваются более чем на 20%, заметно опережая рост экономики в целом.

Симптоматично, что сегодня в правительстве обсуждаются предложения о государственных инвестициях в создание энергетических мощностей, развитие автопрома, авиапрома. От этой риторики до Госплана, Госснаба и Госстроя рукой подать.

Распространение опухоли

Такого рода экспансия государственного сектора экономики подавляет свободную конкуренцию. Пока закон о критериях “стратегичности”, иными словами, закрытости отраслей и активов для инвестиций из-за рубежа никак не поддается межведомственному согласованию, становится крамольной уже сама идея равной рыночной конкуренции с иностранным капиталом. Не случайно, несмотря на давно принятое и многократно подтвержденное политическое решение о вступлении России в ВТО, отраслевые министры уже открыто высказываются против. Именно этот идеологический перелом, а не “упертость” зарубежных переговорщиков вызывает явную пробуксовку процесса.

В последнее время правительством не внесено, а парламентом не принято ни одного серьезного экономического закона, а инициированные ранее преобразования остановлены или профанируются. Так, уже сейчас можно с уверенностью предсказать, что реформа электроэнергетики закончится совсем иначе, чем была задумана, – а именно переходом собственности на генерирующие активы в руки “Газпрома” и ряда других структур – крупных потребителей энергии. Тем самым задача наращивания производства электроэнергии на основе создания конкурентной среды, способствующей частным инвестициям в отрасль, не будет решена. Масштабы монополизма лишь возрастут.

Нужно отдавать себе отчет, что в результате так называемой “административной реформы” и выстраивания нового вертикального каркаса государственной власти нормальная управляемость экономики потеряна. Механизмы политического и общественного контроля за деятельностью исполнительной власти также не функционируют. В этих условиях рассчитывать на продолжение в ближайшее время серьезных преобразований в экономике и социальной сфере, а также на отбор и реализацию госструктурами эффективных инвестиционных проектов не приходится.

Постельный режим

В прошлом году, выступая на Российском экономическом форуме в Лондоне, я отметил, что власти утратили контроль над инфляцией. Тогда многие мне возразили. Сейчас с этим тезисом вроде бы согласны все.

Но характерна разгоревшаяся не так давно в правительстве межведомственная дискуссия: инфляция – это монетарный или не монетарный феномен? Это не то и не другое. Инфляция – уже не просто один из важных экономических параметров, а интегральный показатель качества экономической политики. Мне бы очень хотелось рассчитывать на снижение инфляции в ближайшее время, но шансов на это, к сожалению, не очень много.

В этих условиях единственной реальной конструктивной политикой, которую мы могли бы ожидать от властей, будет сохранение основ макроэкономической стабильности и объявление моратория на новые государственные решения, так как практически любые из них будут угрожать будущему восстановлению доверия к экономической политике. Однако набранная инерция административного произвола государственно-силового вмешательства в экономические процессы такова, что надежды даже на этот прагматический вариант “не навреди” становится все меньше. Больному, который сам не хочет исцелиться, бесполезно предлагать рецепты выздоровления.