ТадАЗ не достанется “Русалу”


“Русал” давно положил глаз на ТадАЗ. В 2003 г. “Русал” и компания местного предпринимателя Аваза Назарова Ansol создали СП, которое стало заниматься поставками на ТадАЗ глинозема (сырье для производства алюминия) и сбытом готового металла. Правда, “Русал” не получал прибыль от этих операций, они оседали на Ansol, которая платила СП символический $1 с тонны. Для “Русала” было важно другое – открыть с помощью Назарова ворота в Таджикистан. По словам Назарова, партнеры договорились сообща участвовать в приватизации ТадАЗа. Но вскоре они разругались, Ansol была вынуждена прекратить отношения с ТадАЗом. Сейчас, по данным двух источников, знакомых с ситуацией на заводе, сырье на ТадАЗ идет с принадлежащего “Русалу” Николаевского глиноземного завода.

Еще в 2004 г. представители “Русала” официально заявили, что хотели бы приобрести ТадАЗ. Для того чтобы ускорить принятие решения о приватизации ТадАЗа, владелец “Русала” Олег Дерипаска несколько раз лично встречался с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, утверждают источники, близкие к “Русалу”. Правительство Таджикистана пообещало подготовить план приватизации завода до 2005 г. и, возможно, уже в 2006 г. выставить его акции на продажу. Но вчера Рахмонов поставил крест на планах “Русала” купить ТадАЗ. “Мы не намерены его [ТадАЗ] приватизировать”, – передал Reuters заявление Рахмонова.

В “Русале” говорят, что не расстроены. “Приватизация ТадАЗа официально никогда не объявлялась, соответственно, мы не подавали никаких заявок”, – напоминает представитель “Русала” Вера Курочкина. По ее словам, это решение никак не затрагивает другие проекты “Русала” в Таджикистане. В 2004 г. “Русал” заключил соглашение с правительством Таджикистана о сотрудничестве в области энергетики и металлургии. “Русал” взял на себя обязательства по достройке первой очереди Рогунской ГЭС, обещал построить новый алюминиевый завод на юге Таджикистана мощностью 200 000 т в год и возвести два корпуса электролизеров рядом с ТадАЗом мощностью 100 000 т металла в год. Инвестиции в эти проекты оцениваются более чем в $1,3 млрд. По словам Курочкиной, ТЭО строительства ГЭС будет готово к июню, параллельно компания ведет подготовку ТЭО строительства завода.

Одно время претендентом на ТадАЗ считалась и другая российская алюминиевая компания – “Суал”. Но больше года назад она прекратила поставки глинозема на ТадАЗ. А вчера представитель “Суала” Алексей Прохоров заявил, что “Суал” не изучал возможность покупки ТадАЗа, поскольку условия его продажи так и не были объявлены.

Причины отказа от приватизации ТадАЗа Рахмонов не сообщил. Но эксперты уверены, что главная – рост цен на алюминий. Цены на этот металл держатся на уровне десятилетнего максимума, напоминает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. С начала марта они выросли на 20%, и вчера на Лондонской бирже металлов тонна алюминия стоила $2752. “Прибыль ТадАЗа растет, и чиновники не хотят расставаться с источником растущего дохода”, – говорит аналитик. По его мнению, когда цены на алюминий начнут падать, Таджикистан может опять задуматься над продажей ТадАЗа.