НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Игра в классиков


Игра в классики популярна среди детворы. Игра в классиков не менее популярна среди авторов, пишущих о менеджменте. Но запевалой среди них можно с уверенностью назвать Кэрол Кеннеди, много лет возглавлявшую журнал “Директор” и выпустившую книгу “Гуру менеджмента” 15 лет назад. Хотя автор не стремился серьезно “разобраться” с авторитетами в области менеджмента, задача была не менее значимой – просто рассказать о тех, кто сделал менеджмент наукой.

С этим Кеннеди блестяще справилась, чего не скажешь о переводчике и самом издательстве, которое в аннотации к книге хвастливо повторяет набившие оскомину слова: “Хотите добиться успеха в бизнесе? Тогда эта книга – для вас!”.

Качество перевода – беда практически всех нынешних издательств, но зато в книге Кеннеди есть не только перечень литературных источников на английском языке, но и списки основных работ гуру менеджмента. Так что любопытный читатель может утолить свою страсть, обратившись непосредственно к первоисточникам. Но и тем, кто делает первые шаги в осмыслении менеджмента, можно посоветовать пройтись по книге с карандашом и сначала отметить тех гуру, которые у всех на слуху, а потом попытаться составить свою хронологическую таблицу “периодических элементов менеджмента” с указанием ученых и их открытий. Впрочем, в ней могут появиться белые пятна: Кеннеди не всем ученым уделяет много места. Кому-то достается по три, четыре и более страниц, а кто-то вообще упомянут вскользь в предисловии. В их числе, например, Стивен Кови, “мормон, построивший мультимиллионное дело, в основу которого положен его труд “Семь привычек высокоэффективных людей”. Кеннеди пишет, что к рекомендациям Кови, “построенным на упражнениях для укрепления характера и весьма похожим на упражнения Сэмюэля Смайлза – гуру Викторианской эпохи, – прислушивался президент Билл Клинтон и его администрация”.

Обычно американские авторы выпячивают свои достижения, практически не замечая того, что творится в других странах. Кеннеди придерживается иной, объективной манеры изложения. В частности, она пишет, что первая публикация, которую можно отнести к бизнес-литературе, вышла в свет на рубеже XIX–XX вв. и принадлежит перу французского специалиста по горному делу Анри Файолю. “Эта работа посвящена, собственно, самому менеджменту, и тема эта все еще актуальна в конце ХХ в. и продолжает будоражить умы, меняясь, пропадая и всплывая вновь”, – подчеркивает автор. Среди тех ученых, работы которых лучше всех выдержали проверку временем, Кеннеди выделяет Элтона Мэйо, Абрахама Маслоу, Дугласа Макгрегора и Фредерика Херцберга, “чьи работы осветили путь всем, кто хотел знать, что заставляет людей лучше работать в офисе, на фабрике, в магазине”. Впрочем, она не забывает и о модных теориях, напоминая всем читателям, что в конце 1990-х гг. растущий интерес к “интеллектуальному капиталу”, обобщающему талант сотрудников и накопленный компанией опыт, вызвал к жизни новую теорию “управления знаниями”, где одним из пионеров стал японский профессор Икуджиро Нанака.

Внимательный читатель обнаружит в книге массу интересных находок. В главе о Честере Барнарде, написавшем свой основной труд “Функции руководителя” в 1938 г., есть, например, три основных принципа коммуникации. Даже их простое перечисление: информационные каналы должны быть известны всем, все должны иметь доступ к официальному каналу коммуникаций, линии коммуникаций должны быть как можно короче и прямее – может убедить скептиков в том, что эти принципы вполне применимы к нынешней виртуальной экономике.

Одна из самых важных тем – о связи теории с практикой – также присутствует в книге. Кеннеди пишет, в частности, что рекомендациями книги Альфреда Чандлера “Стратегия и структура” активно пользовалось руководство компании АТ&Т при реструктуризации после развала телекоммуникационного гиганта в 1984 г.; что Чандлер также оказал значительную помощь Альфреду Слоуну в реструктуризации General Motors. Кеннеди не старается приукрасить заслуги теоретиков менеджмента, она убеждена в том, что “идеи этих людей были не просто важны – их приняли, на их основании развивали теории на протяжении поколений, и даже если и пришлось частично их разрушить – каждый кирпичик пошел в ход снова”.

Генерируя идеи, гуру менеджмента не забывали о гонорарах и неплохо зарабатывали, консультируя представителей бизнеса. Кеннеди напоминает читателям, что отец научного менеджмента Фредерик Тейлор, “квакер по воспитанию и инженер по образованию”, считается первым американским консультантом по бизнесу. Я же напоминаю всем читателям, что в этом году отмечается 150-летний юбилей этого великого американца, стремившегося улучшить практически все: он, например, добился изменений игры в бейсбол, доказав, что бросок рукой из-за головы более эффективен, чем махом снизу.