Трансфертам не помеха


Размер трансферта, который регион ежегодно получает из фонда финансовой поддержки регионов, зависит от его налогового потенциала, который рассчитывается исходя из роста производства за последние несколько лет. Если потенциал начинает расти опережающими темпами, то трансферт уменьшается. Нынешняя система ориентирована прежде всего на выравнивание, и у регионов нет стимулов для роста, уверена научный руководитель направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Ольга Воронцова. На конец 2005 г. только 20 регионов не получали трансферты и эта цифра стабильна последние несколько лет, добавляет эксперт Экономической экспертной группы Александр Андряков.

Минфин решил устранить несправедливость. В новой методике межбюджетных отношений, которая начнет действовать с 2007 г., рост собственных доходов не будет влиять на размеры федеральных трансфертов. Благодаря этому быстро растущие территории получат преимущества и их финансовые возможности для дальнейшего развития будут стремительно расти, заявил министр финансов Алексей Кудрин.

“Это наша последовательная позиция, вытекающая из стратегии развития межбюджетных отношений, – надо поддерживать развивающиеся регионы”, – поясняет один из подчиненных Кудрина. Согласно новой методике если темпы роста региона опережают среднероссийские, то размер трансферта будет определяться исходя из среднероссийских темпов. В результате федеральная помощь останется на том же уровне, отмечает Андряков. Снизиться ее объем может лишь в случае, если в прежние годы экономический рост в этом регионе был медленнее, чем в других, добавляет Андряков.

Новые правила распределения трансфертов более справедливы и правомерны, поддерживает нововведение и. о. начальника главного управления экономического развития Воронежской области Андрей Соболев. При действующей системе развитые регионы, бывало, оказывались в менее выгодном положении, чем регионы, спонсируемые центром, согласна начальник экономического управления правительства Тамбовской области Любовь Федорова. Теперь вопрос о развитии регионы поставят на первое место, считает она.

Эксперты в этом не уверены. Инициатива Минфина “здравая и логичная”, но рассчитывать, что отдельные регионы благодаря ей вдруг начнут быстро расти, не стоит, полагает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Ведь в большинстве субъектов темпы роста не сильно отличаются от среднероссийских. Ускоренно растут либо сильные регионы – как, например, Санкт-Петербург, – которые и так не получают дотаций из центра, либо совсем маломощные, которые благодаря какому-то событию начинают быстро развиваться с низкого старта, отмечает Климанов. Так произошло с Ненецким АО, когда там начали добывать нефть.

Межбюджетные трансферты напрямую на рост не влияют – главное, чтобы от бюджетной системы не было негативных стимулов, соглашается Воронцова. А по мнению Андрякова, новая система – явление временное: “Показывать стремительные темпы роста и получать поддержку из центра – абсурд”. Замдиректора департамента Минрегионразвития Максим Перов рад, что Минфин осознал: нельзя грабить богатых и энергичных в пользу бедных и ленивых. Но у регионов должно быть право тратить дополнительные трансферты только на текущие расходы. А на инвестиции – только по согласованию с центром, говорит Перов, “а то у нас сейчас семь мостов через Волгу строятся и все – окна из Европы в Азию”.