СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ: Искусство ссориться с друзьями


Российские власти нередко не учитывают того, что с элитами союзных государств надо разговаривать как с равными, а не как с детьми, требующими постоянной опеки. Неудачи России на постсоветском пространстве обусловлены в том числе подобным подходом. Невнимательным отношением к союзникам отличались и прежние руководители страны. 120 лет назад, спустя восемь с половиной лет после того, как русская армия освободила Болгарию от турецкого владычества, София разорвала отношения с Петербургом.

К 70-м гг. ХIХ в. Болгария почти 500 лет находилась под властью турецкого султана. Болгары не раз пытались вернуть себе свободу, но османская армия подавляла все восстания. Необходимым условием создания независимой Болгарии была помощь России. В конце 1876 г. Александр II решил помочь братьям-славянам. После ряда неудач русская армия при поддержке румынских войск и болгарских ополченцев нанесла в конце 1877 – начале 1878 г. поражение турецким войскам и освободила Болгарию. 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 г. Турция подписала Сан-Стефанский договор, по которому признала независимость Болгарии и Сербии. Свобода досталась недешево. По разным оценкам, русская армия потеряла от 70 000 до 105 000 человек убитыми и умершими от ран и болезней.

Модернизационный проект

По Сан-Стефанскому миру Болгария передавалась под управление временной русской администрации во главе с комиссаром. В помощь комиссару сформировали гражданскую канцелярию. Ключевые посты в управлении заняли русские офицеры и чиновники, но по возможности посты передавались болгарам. Временная администрация была кузницей кадров новой Болгарии: Петко Каравелов и Константин Стоилов возглавили впоследствии либеральную и консервативную партии, Тодор Бурмов стал первым национальным премьером. Переход к суверенному государству облегчался тем, что еще до войны в России была создана комиссия по подготовке системы управления Болгарией, которую возглавили князь Владимир Черкасский и полковник Леонид Соболев. Комиссия искала кадры для временного управления и правительства Болгарии, готовила проекты законов. Группа либеральных русских чиновников и военных разработала для братского народа одну из самых демократических конституций Европы. Некоторые историки считают, что царь-освободитель хотел на примере Болгарии доказать русским ретроградам, что в славянской стране может править не только самодержец. 10 февраля 1879 г. в средневековой столице Болгарии – Велико-Тырново торжественно открылось Учредительное собрание.

В апреле 1879 г. 229 депутатов собрания единогласно приняли русский проект, сделавший Болгарию конституционной монархией европейского типа. Князь избирался большинством парламента. Конституция гарантировала всеобщее избирательное право гражданам старше 21 года, свободу слова и собраний. Большинство в собрании получили либералы, которые настаивали на законодательном подтверждении и расширении конституционных свобод и на том, чтобы министерство отчитывалось перед парламентом. Консерваторы требовали имущественного и образовательного ценза для избирателей, укрепления полномочий князя. В июне парламент избрал князем 22-летнего Александра Баттенберга, который участвовал в войне и был креатурой русского царя. Однако начавшаяся вскоре политическая борьба между либеральной и консервативной партиями обернулась нестабильностью. Александр II советовал молодому князю быть терпимее.

Рост национального самосознания

В марте 1881 г. народовольцы убили Александра II. Его наследник Александр III начал ревизию реформ в России. Он заявил о незыблемости самодержавия. Баттенберг, надеясь на благосклонность нового царя, объявил в апреле 1881 г. “режим полномочий”. Болгарский кабинет министров отныне утверждался князем, вводилась цензура, ограничивалась свобода собраний, а судопроизводство по политическим преступлениям было передано военным судам. Парламенту осталось только право утверждения бюджета. Князь отправил в отставку правительство либералов и поручил сформировать новое русскому генералу Казимиру Эрнруту. Однако Александр III, первоначально поддержавший князя, вскоре понял ошибку: удар был направлен против прорусски настроенных либералов. Летом 1881 г. царь приказал русским специалистам покинуть Болгарию. Баттенберг пошел на попятный – в 1882 г. он назначил министром-президентом (премьером) генерала Соболева и допустил в правительство ряд либералов.

Впрочем, князь вел сложную игру. Он сумел убедить русского премьера в необходимости изменить ключевые законы – создать двухпалатный парламент, в котором верхняя палата назначалась князем, ввести двухступенчатые выборы в народное собрание и избирательный ценз. Однако это не остановило межпартийной борьбы, верх в которой одерживало новое течение в либеральной партии – национал-либералы. Они считали, что благодарность к России не должна мешать Болгарии развивать отношения с другими странами, и отрицали необходимость дальнейшей опеки со стороны Петербурга. Баттенберг, чувствовавший непрочность своего положения, решил разыграть без ведома России национальную карту, присоединив к Болгарии провинцию Румелия. По решению Берлинского конгресса 1878 г. часть территории современной Болгарии была провозглашена автономным княжеством Восточная Румелия, номинальное управление над которой сохранял султан. В сентябре 1885 г. повстанцы, пользовавшиеся поддержкой Софии, очистили Румелию от турок, а вскоре Баттенберг объявил о ее присоединении к Болгарии.

Бархатная революция

Это не понравилось другим европейским центрам силы. Но убежденный славянофил Александр III воспротивился восстановлению статус-кво, на котором настаивали Австро-Венгрия, Германия и Турция. “О разъединении нечего и думать!” – заявил он. Однако своеволия Баттенбергу не простил. Старые либералы при поддержке служащих русского посольства в Софии готовили переворот, несмотря на возражения ряда русских генералов – бывших болгарских министров, настаивавших на необходимости сохранить на престоле князя, связанного обязательствами перед Петербургом, и щадить национальные чувства болгар. В ночь на 9 августа 1886 г. юнкера Софийского училища ворвались в княжеский дворец и вынудили Баттенберга отречься от престола. Он был отправлен в Россию.

Часть болгарской элиты сочла, что Петербург чрезмерно вмешивается во внутренние дела страны. Они опасались (может быть, и излишне) угрозы независимости, исходящей от недавних освободителей. Один из лидеров антитурецкой борьбы 1870-х гг., глава национального собрания Стефан Стамболов возглавил контрпереворот. Он арестовал заговорщиков и призвал Баттенберга вернуться в Софию. Тот возвратился, только чтобы отречься снова. Петербург решил, что Стамболов (между прочим, учившийся в России) – ставленник Германии. И повел неудачную игру против него, организовав несколько военных мятежей. Они были подавлены. Тогда Россия перешла к запугиванию. Александр III послал в Болгарию миссию генерала Каульбарса. Тот в ультимативной форме потребовал у Стамболова освободить участников мятежей. “Дипломатические” усилия подкрепили посылкой эскадры к Варне и Бургасу. Наконец, Александр III рекомендовал Народному собранию утвердить на княжеском троне не известного в стране грузинского князя Николая Мингрели. Это вызвало отторжение даже у убежденных русофилов.

Требования России были отвергнуты, а в ноябре 1886 г. – спустя восемь с половиной лет после Сан-Стефано – София разорвала отношения с Петербургом. Вскоре на болгарский престол пригласили австрийского князя Фердинанда Саксен-Кобург-Готского, который действительно переориентировал страну на союз с Австро-Венгрией и Германией. Россия надолго потеряла одного из верных союзников на Балканах.